Главная » События » Выпускники «лесных» вузов сочли работу по специальности немодной

Выпускники «лесных» вузов сочли работу по специальности немодной

Выпускники "лесных" вузов сочли работу по специальности немоднойВ секторе лесного хозяйства особенно остро ощущают дефицит персонала. Около четверти специалистов здесь не имеют профильного образования. Ситуация вызвана низким уровнем оплаты труда и низким престижем лесных профессий.

Сегодня в системе лесного образования России — 46 вузов, 8 из них предлагают полный спектр профильной подготовки лесных специалистов. Ежегодно выпускают около 15 тысяч молодых специалистов для лесного комплекса, из них по специальности "лесное дело" — около 2,5 тысячи.

Тем не менее работодатели сегодня жестко конкурируют за выпускников узких специальностей, особенно технического профиля. "Проблема не в том, что кадров готовят недостаточно, проблема в том, что их готовят не там", — говорит Игорь Григорьев, профессор кафедры "Технология и оборудование лесного комплекса" факультета Лесного комплекса и землеустройства Арктического государственного агротехнологического университета (ГАТУ).

По его словам, основные лесные запасы у нас — в Сибири и на Дальнем Востоке. При этом более половины бюджетных мест "оседают" в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. "На Дальний Восток приходится менее 50 бюджетных мест, а потребность в кадрах только в ДВФО — 6,5 тысячи, с учетом новых инвестпроектов. Лесу надо учить там, где он есть", — говорит профессор.

Как и в других отраслях промышленности, основной вызов для отрасли — поиск специалистов технических и технологических специальностей, которые будут запускать новые производства или управлять ими. "Мы видим, что индустрия развивается. Спрос есть, особенно на высокие переделы, то есть производство высокомаржинальной продукции", — говорит Рустам Бостанов, партнер Odgers Berndtson, руководитель практики "Промышленность и энергетика".

Основные лесные запасы у нас — в Сибири и на Дальнем Востоке. При этом более половины бюджетных мест в профильных вузах "оседают" в Москве и Питере

По его словам, в России десятилетиями не запускались новые лесные производства высокого передела, либо они были скорее реконструкцией или модернизацией уже действующего целлюлозно-бумажного производства. В последние годы ситуация изменилась: запрос на новые производства есть, и они уже появляются.

Сегодня молодые люди недостаточно знают о лесной отрасли, индустрия кажется им немодной и невостребованной. Выпускники, даже если они закончили профильный факультет, не идут работать в отрасль. "Молодежь не видит перспективы в лесу, — говорит Константин Лашкевич, гендиректор RFP Group. — К примеру, у нас средний возраст сотрудников на производстве — 42 года, и с каждым годом он увеличивается. Лесной романтикой никого уже не заманишь".

Ирина Кузьмина, руководитель направления по подбору и адаптации персонала компании "Свеза", считает, что нужно прорабатывать и внедрять свои собственные программы обучения, поддерживать студентов на протяжении учебы, обеспечивать оплачиваемой практикой, а после получения диплома предоставлять гарантированное место работы.

"Чтобы популяризировать лесопереработку, представители бизнеса должны принимать участие в подготовке программ для учебных заведений. Нужно рассказать молодежи о преимуществах работы в отрасли и развеять мифы, нам необходимо укреплять связи со средними и высшими учебными заведениями. И делать это не в одиночку каждой компании, а объединяясь в альянсы по отрасли", — говорит Ирина Кузьмина.

Еще нужно актуализировать систему обучения: цифровизировать программы обучения, использовать VR, AI. И конечно, внедрять больше практики, выводить на производство, знакомить с технологиями.

Константин Лашкевич говорит, что по всем специальностям планируется создать онлайн-программы совместно с высшими учебными заведениями, чтобы обучать специалистов: "Мы хотим создать и внешнюю воронку. Если человек хочет работать у нас, то он проходит онлайн-обучение. Если в течение обучения он показывает свои профессиональные компетенции, настойчивость, желание работать, то он попадает в шорт-лист приема на работу".

Не так давно учебные заведения начали практиковать дуальное образование. Суть его в том, что образовательное учреждение дает студенту теоретическую часть, а предприятие — практическую. Система частично решает вопрос оторванности выпускников от практических знаний, но в то же время возлагает довольно большую нагрузку на предприятия. Здесь отличным решением может стать организация площадки для отработки практических навыков на реальной технике, а не на тренажерах. Но это большие инвестиции. Проект можно реализовать, если крупные предприятия объединятся, а государство окажет поддержку.

В тему

Согласно Стратегии развития лесного комплекса к 2030 году вклад ЛПК в экономику страны существенно увеличится. Вклад в ВВП вырастет с 0,74 до 1,5 процента, а численность персонала скакнет с 617 до 820 тысяч человек. Чтобы достичь этих показателей, власти планируют совершенствовать инструменты господдержки. Предполагается, что они станут импульсом для открытия новых предприятий и создания новых рабочих мест.

Экономика Работа Занятость Экономика Отрасли Ресурсы
Источник