Главная » События » ВТБ назвал «тренд сезона» у телефонных мошенников

ВТБ назвал «тренд сезона» у телефонных мошенников

«Трендом сезона» в телефонном мошенничестве стали звонки клиентам банков через мессенджеры, сообщил ВТБ. По его данным, так осуществляется каждый третий звонок мошенников

ВТБ назвал «трендом сезона» звонки финансовых мошенников клиентам банков через мессенджеры. По данным опроса ВТБ, через мессенджеры совершается каждый третий такой звонок, наибольшее их число — в WhatsApp (принадлежит Meta, которая в России признана экстремистской и запрещена) и Viber. По данным банка, в опросе приняли участие более 50 000 взрослых респондентов в возрасте от 18 лет, проживающих в разных городах России. 

«Звонки мошенников через мессенджеры – тренд этого сезона. Отследить злоумышленников в таких каналах гораздо труднее из-за отсутствия антиспама и антимошеннических фильтров», — сказал руководитель департамента цифрового бизнеса – старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов, его слова приводятся в сообщении пресс-службы банка.  По словам Чугунова, банк фиксирует звонки с иностранных номеров, где мошенники имитируют вызовы российских госорганов, чтобы «усыпить бдительность» пользователей.

«Для дополнительной защиты мы рекомендуем клиентам обращать внимание на написание номера на экране смартфона и не отвечать на вызовы сразу, чтобы позднее проверить контакт в журнале вашего мессенджера, и через настройки в смартфоне запретить входящие звонки с незнакомых номеров, такая опция доступна в Telegram и Viber», — рассказал Чугунов. Он отметил, что сотрудники банка в любом случае никогда не звонят клиентам в мессенджеры.

«С огромной долей вероятности все подобные звонки совершаются исключительно с целью получения вашей персональной информации в преступных целях», — добавил вице-президент ВТБ. Специалисты ВТБ отмечают, что мошенники регистрируют аккаунты на так называемые «виртуальные сим-карты» как российских, так и иностранных операторов. В последнее время клиенты все чаще получают звонки именно с зарубежных номеров.

Такие входящие вызовы из мессенджеров визуально очень схожи с обычным звонком с российского городского или мобильного номера, а на экране смартфона на платформе iOS и выглядят как обычный звонок сотового оператора. Большинство мессенджеров к тому же позволяют указать любое имя абонента при регистрации номера — мошенники подписываются «Центробанком», «Службой безопасности банка», «Следственным комитетом» и т.д. Абоненты могут неправильно отреагировать на звонок, в итоге предоставив мошенникам персональную информацию или данные карт и личных аккаунтов.

Чаще всего для обмана клиентов злоумышленники применяют входящий звонок робота, который в последствии переключает на якобы «специалиста». Он дезинформирует клиентов о возможной потере денежных средств, оформлении мошеннической заявки на кредит, участии в следственных мероприятиях или несанкционированной замене номера телефона.

ВТБ предупредил клиентов, что мошенники стали обзванивать пользователей под видом службы поддержки сотовых операторов. Они вынуждают своих жертв настроить переадресацию входящих звонков и смс, чтобы получить доступ в онлайн-банк. В таких случаях они используют легенду о взломе личного кабинета абонента или телефона и просят ввести «специальный код» в своем телефоне, который на самом деле является USSD-командой на включение функции переадресации.

В целом за первое полугодие 2022 года ВТБ обработал почти 3,9 млн обращений по темам, связанным с мошенничеством. Сумма спасенных денежных средств — около 13 млрд рублей, ВТБ защитил средства почти 600 000 клиентов. По оценке банка, решением проблемы мошенничества необходимо заниматься на государственном уровне — ВТБ уже подготовил ряд законодательных поправок для более эффективного противодействия мошенникам и усиления контроля над созданием мошеннических ресурсов в интернете.