Главная » События » В Минфине предлагают ограничить льготы налогового режима для самозанятых

В Минфине предлагают ограничить льготы налогового режима для самозанятых

Как считают в министерстве, режим самозанятых предполагал оказание услуг между физлицами. По факту же он вступил в конкуренцию с режимами для малого и среднего бизнеса, а также привел к снижению социальной защищенности работников

Фото: Фотобанк Lori

Текст:Business FM

Рамки льготного налогового режима для самозанятых надо ограничить. С таким предложением выступил замглавы департамента налоговой и таможенной политики Минфина Виталий Прокаев на круглом столе в Совфеде, пишет РБК.

По словам чиновника, когда режим самозанятых вводился три года назад, предполагалось, что это будут услуги от одного физлица — другому. На деле же режим для самозанятых вступил в конкуренцию с режимами для малого и среднего бизнеса, заключил Прокаев.

Другими словами, Минфин не устраивает, что бизнес и ИП все чаще мимикрируют под самозанятых. Делают они это ради лучших льгот — самозанятый платит 4% с дохода со сделок с физлицами, и 6% — со сделок с юрлицами.

Льготному режиму для самозанятых изначально дали весьма широкие рамки и получили немного не тот эффект, что ожидали, считает эксперт по правовым вопросам «Опоры России», гендиректор юридической компании «Юрвиста» Алексей Петропольский:

Алексей ПетропольскийАлексей Петропольский эксперт по правовым вопросам «Опоры России», предприниматель «Мое мнение всегда было противоречивым с точки зрения того, что зачем вообще этот закон придумали — когда его запустили пилотно, получили огромное количество закрытий ИП. Фактически закрыло порядка 500 тысяч ИП в тех регионах, где проводился пилот. И что мы получили — только отток бюджета и фактически уменьшение налоговой базы. И конечно, огромное количество предприятий уволило сотрудников, которые работали с KPI, то есть кто получал зарплату по факту выработки. Это были и фитнес-тренеры, и любые менеджеры по продажам. Наверное, несколько миллионов сотрудников, которых перевели по факту на самозанятых, и в разных формах платят им зарплату. И вот эта инициатива, которую сейчас предлагают, как раз и хочет ограничить тех, кто «экономит на налоги» с зарплаты, переводя людей в самозанятые. Экономия-то существенная — это порядка 40% от того, что ты выплачиваешь. Поскольку у нас налог на зарплату суммарно под 50%, ограничивая работу юрлиц с самозанятыми, мы просто убираем этот пласт и — первое — частично людей надо будет устраивать обратно на работу, потому что они не смогут получать больше деньги, физлица им столько платить не будут. Далее, многим ИП, которые стали самозанятыми, опять придется перейти в статус ИП. Мы получим отток сумасшедший. Единственный, кому это действительно будет выгодно, это крупные агрегаторы курьеров и такси. Во-первых, там физлица оказывают услуги физлицам и, наверное, количество самих самозанятых колоссальное, и они же и лоббировали этот закон изначально, чтобы проще было регистрировать и проще работать».

Изначально идею льготного надогового режима для самозанятых продвигал сам Минфин — одной из целей было вывести из тени миллионы людей, которые занимались оказанием мелких услуг. Им предложили получить законный статус, а взамен платить небольшой налог.

Ранее в Совфеде оценили число самозанятых в России на конец ноября этого года в шесть млн человек. По данным ФНС, суммарный доход, полученный самозанятыми за три года, составил более 1,5 трлн рублей. Сумма налога с них превысила 60 млрд рублей, подсчитали в Минфине, подчеркивает РБК.

Если и реформировать режим, то работать только над ужесточением условий работы с юрлицами. О том, стоит ли для них, к примеру, повысить налоговую ставку, Business FM спросила сооснователя сервиса для самозанятых «Я Занят» Павла Зюкова:

Павел Зюков сооснователь сервиса для самозанятых «Я Занят» «Я считаю, что этот налоговый режим очень полезен для лиц, занимающихся частной практикой, которые оказывают услуги как для физлиц, так и для юрлиц. Безусловно, данный режим налогообложения открывает возможность для недобросовестных работодателей, именно возможность оптимизации налогообложения. От этого уйти, сузив режим, конечно, будет возможно только путем исключения из числа заказчиков юрлиц. Но тогда опять в чем будет суть данного режима? Только чтобы оказывать услуги физлицам? Да, кто-то останется, но нужно учитывать, что большая часть заказчиков это юрлица. Самым главным источником для реформирования будет усиление этого контроля над недобросовестными юрлицами, которые массово переводят в дружественные компании своих бывших сотрудников и делают их самозанятыми. Увеличение ставки — не будет плюсом, поскольку у нас сейчас есть возможность стать ИП и платить ставку 6%, а если для самозанятых она будет, к примеру, 8%, то все самозанятые перейдут в категорию ИП, если им захочется обелиться».

Коррективы в режим для самозанятых пока не рассматриваются, решение будет принято по итогам проведения эксперимента, сообщили РБК в пресс-службе Минфина. Сам эксперимент проводится в России с 2019 года, спустя год он стал действовать по всей стране. Ожидается, что итоги подведут не раньше 2029 года.

None