Главная » События » Точным наукам — специалитет: мнение руководителей вузов РФ о новой системе высшего образования

Точным наукам — специалитет: мнение руководителей вузов РФ о новой системе высшего образования

Согласно новой концепции, озвученной ректором МГУ, бакалавриат будет сохранен. В то же время снимаются некоторые ограничения для выпускников специалитета

Текст:Business FM

Виктор Садовничий.
Виктор Садовничий. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Ректор МГУ Виктор Садовничий на пресс-конференции, посвященной приемной кампании 2022 года, рассказал, каким будет высшее образование в России после отмены Болонской системы. По его словам, в точных науках в большинстве случаев будет введен специалитет, но полного отказа от бакалавриата не будет. При этом после окончания специалитета позволят поступать в магистратуру. Также Виктор Садовничий сказал, что такую схему новой системы высшего образования уже составило Минобрнауки.

Вот как к этой концепции относятся руководители российских вузов:

Директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина:

«Виктор Антонович озвучил более или менее согласованное коллективное мнение профессионального сообщества, которое было высказано на парламентских слушаниях. У нас сейчас есть специалитет, в основном по инженерным и техническим специальностям, но Виктор Антонович предлагает добавить специалитет в факультеты мехмата, в факультеты, которые относятся к точным наукам. Компьютерные науки, бизнес-информатика к точным наукам не относятся. Большинство экспертов сходятся в том, что нужны короткие программы, интенсивные программы. Пятилетний срок — достаточно долгий, технологии успевают уйти вперед. А то, что касается фундаментальной математики, целесообразно дать право университетам выбирать, будет ли это четыре года обучения или пять лет. Специальности, связанные с менеджментом, сервисами, будут оставаться в бакалавриате, сомнений уже нет. Короткие интенсивные программы дают возможность по широкому направлению давать не только знания, но и компетенции для того, чтобы можно было быстро выйти на рынок труда».

Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Кличко:

«Я не вижу никакого особого отклонения в этих предложениях от Болонской системы. Специалитет у нас как был, так и есть. Каждый год примерно 15% — это выпускники специалитета. Прием сейчас в специалитет еще больше расширился. Бакалавриат существует там, где его считают нужным. Он в разных странах имеет разную продолжительность по времени: где-то четыре года, где-то три года. Точно так же, как и магистратура: где-то она один год, где-то два года. Можно рассматривать специалитет как бакалавриат, который длится четыре года, с интегрированной магистратурой, которая длится один год. Единственный вопрос, который я бы задала Виктору Антоновичу: «Зачем после специалитета идти в магистратуру?»

Ректор МГПУ, бывший заместитель министра образования РФ Игорь Реморенко:

«Это очень разумные предложения — то, что лежит на поверхности. Действительно, много говорили, что из специалитета надо разрешить поступать в магистратуру, в особенности это касается тех специалистов, которые пять лет учились какой-то одной очень точной специальности, а потом решили скорректировать свою траекторию. Так уж у нас сложилось, что скорректировать эту траекторию нельзя. То есть можно, но за деньги. А на бюджет в магистратуру поступление закрыто. Конечно, мы понимаем, что мир очень сильно меняется, рынок труда испытывает страшную волатильность. В этом смысле дать студентам поступить в магистратуру было бы правильно. Может, ее не следует делать такой длинной для этих людей, двухлетней, а сделать одногодичную, если они уже пять лет учились. Траектория, когда хороший физик, химик, биолог, поработав в каких-то летних школах, решил, что ему можно было бы преподавать в школе. Годичная магистратура ему поможет освоить, нарастить педагогические компетентности и получить дополнительную педагогическую квалификацию».

В конце мая министр образования и науки РФ Валерий Фальков заявил, что к Болонскому образовательному процессу — европейскому стандарту в области образования — надо относиться как к «прожитому этапу». После этого высказывались неоднократные опасения по поводу того, что выход из Болонской системы создаст ряд проблем для обучающихся, в частности с программами двойных дипломов или с поступлением в зарубежную магистратуру.