Главная » События » Шахматы на воде: почему яхтинг — увлечение для успешных карьеристов

Шахматы на воде: почему яхтинг — увлечение для успешных карьеристов

Фото DR

В октябре в Турции прошла «Русская парусная неделя Volvo». Редактор Forbes Life Софья Бронтвейн приняла участие в гонке, чтобы понять, как яхтинг помогает бизнесменам расслабляться и какие полезные навыки они получают во время регаты

Шел второй день регаты (так называются любые соревнования на парусных лодках) «Русская парусная неделя Volvo» в Турции. Около 50 лодок пытались финишировать первыми в гонке по треугольнику (маршрут представляет собой треугольник, каждый угол которого обозначен специальным знаком — ярким буйком в море). Каждая яхта должна вовремя пересечь стартовую линию по сигналу судейского судна, правильно обогнуть расставленные в море вешки, совершить три круга и прийти к финишу. Более 400 яхтсменов ломают голову над тем, как пройти гонку быстрее всех, чтобы получить заветный кубок. 

Ветер в Эгейском море достаточно непредсказуемый. На старте — порывы умеренные, яхты, выбрав оптимальный курс, спокойно следуют правым бортом к первому знаку без какой-либо необходимости переставлять паруса. Но на обратном пути, когда вешки остаются позади и нужно максимально быстро вернуться к линии старта (она же линия финиша), порывы ветра значительно усиливаются. Чтобы развить максимальную скорость, команда пытается выставить дополнительный парус — геннакер. Он заменит штатный аккуратный стаксель (парус, который находится в носовой части лодки) и позволит яхте нестись полным курсом к победе. 

Постановка геннакера — одна из сложнейших задач для команды, потому что сам по себе парус просто огромный. Удерживать его и контролировать при сильном ветре крайне сложно. Конечно, большую часть нагрузки и давления принимают на себя веревки и крепежи, но тем и хорош яхтинг, что никогда нельзя предугадать и предсказать все события.

Например, на лодке Happy Day, уверенно лидирующей в своем дивизионе, при постановке геннакера внезапно отрывается крючок шкотового угла (нижний задний угол любого паруса). То есть одна из сторон паруса болтается в воздухе, пока команда пытается затащить его на борт. Когда случается сильный порыв ветра, геннакер молниеносно вздымается вверх, утягивая за борт одного из членов экипажа. Пока баковый (человек, который работает на носу яхты) вылетает в воду, пытаясь уцепиться за леера и релинги (защитные стойки и тросы, препятствующие выпадению человека за борт), другие представители команды пытаются решить, что делать — спасать напарника или все-таки затаскивать на борт парус, который мешает управлять лодкой. При это шкоты (веревки, прикрепленные к парусу), за которые можно держать геннакер, обжигают руки из-за высокой силы трения. Они становятся настолько горячими, что прожигают насквозь даже перчатки. 

DR

Вся эта драматичная и экстремальная ситуация длится от силы минут пять, которые экипажу кажутся вечностью. За это время они успевают принять несколько важнейших решений. Нужно убедиться в том, что член команды в порядке, что геннакер все-таки поставлен или убран, что выбран правильный курс, что паруса работают, что тактика позволяет прийти к финишу в числе первых. Пока на борту происходит все это безумие, остального мира просто не существует. Никто не помнит про годовые отчеты, конференции с партнерами, запуски проектов и рабочую электронную почту. Есть только ветер, море, солнце и необходимость победить и выжить. 

В регате «Русская парусная неделя Volvo» — крупнейшем российском соревновании среди любителей парусного спорта — уже почти 15 лет (первая гонка состоялась в 2007 году) принимают участие успешные бизнесмены, креаторы, HR-специалисты, инженеры, программисты и стартаперы. Например, Вим Маес, генеральный директор Volvo Car Russia, тоже соревнуется. Он занимается яхтингом с детства. В первый летний парусный лагерь Маес поехал, когда ему было всего лишь 9 лет. Уже в 17 он получил диплом инструктора по парусному спорту. С тех пор Вим продолжает совершенствовать свои навыки. 

«Парусный спорт развивает такие важные для лидера компетенции, как умение сплоченно работать в команде и стратегически и тактически мыслить, а также заставляет выйти за пределы зоны комфорта, проявлять устойчивость и настойчивость. Эти качества направляют меня и в моей профессиональной карьере», — объясняет Вим Маес свое участие в парусных гонках.

Ирина Койшибаева, психолог, кандидат психологических наук, преподаватель ИОМ РАНХиГС, член Европейской ассоциации транзактного анализа, считает, что желание поработать в команде и получить новые знания — одна из основных причин, почему люди в принципе хотят заняться экстремальными видами спорта. Специалист объясняет, что в первую очередь человеком управляет жажда познания мира и себя в этом мире. Такое знакомство с окружающей действительностью позволяет преодолевать сомнения и страхи, исследуя границы своих возможностей и приобретая уверенность в себе.

«Переживания, которые человек испытывает во время занятия экстремальными видами спорта, приносят дополнительное удовольствие от возможности познать свою личность, увидеть, чем я отличаюсь от других, что я могу такого, что другие не могут, найти смыслы своему приходу в этот мир и совершить нечто, что еще вчера казалось невозможным, увидеть зоны своего роста и начать осваивать их», — рассказывает Ирина.

Вторая причина для занятий экстримом — многим жизнь сегодня кажется довольно спокойной и сытой. Люди понимают, что, например, 100 лет назад дела обстояли совершенно иначе. «Преимущественно мы в повседневной жизни не сталкиваемся с опасностями и испытаниями, поэтому ищем дополнительные стимулы, которые мотивируют нас к переживанию таких эмоциональных состояний, как азарт, воодушевление, удовольствие, радость», — комментирует Койшибаева. 

По ее мнению, занятия экстремальными видами спорта раскрывают и демонстрируют важные человеческие качества — смелость, силу, скорость реакции, внимательность, способность к концентрации, выносливость и так далее. Также они стимулируют производство эндорфинов и дофамина — гормонов, которые нужны человеку для хорошего настроения. «Экстремальные ощущения помогают взбодриться, по-новому посмотреть на мир, ощутить неизведанные состояния, которые наполняют жизнь яркими красками», — объясняет Койшибаева, как это воспринимает человек. Такой формат досуга, с одной стороны, позволяет расслабиться, а с другой — научиться новому и лучше познать себя, что всегда важно в работе.

DR

Саша Сколков, сооснователь и креативный директор парусного сообщества «Сила ветра», добавляет, что регата учит коммуникации и управленческим навыкам. Помимо этого, парусные гонки — это возможность получить новые знания. Например, о том, как работает ветер. «Сначала кажется, что ветер — это нечто абстрактное и непонятное, а со временем вы начинаете чувствовать его, осознавать, как он работает. И это вызывает безумный азарт. Вы же все-таки управляете огромной многотонной махиной, которая несется на огромной скорости навстречу другой яхте. И вам нужно выиграть и при этом не потерпеть крушение».

Важно понимать, что с юридической точки зрения гонки ничего не дают. Иными словами, за участие в регате нельзя получить права капитана или спортивное звание — это просто увлечение. «Парусные гонки — это очень интересная история, в рамках которой можно научиться классно работать в команде. На мой взгляд, регата — это классная возможность переключиться, попробовать что-то совершенно новое — настолько новое, что вы в хорошем смысле можете быть даже не готовы к таким ярким эмоциям и впечатлениям», — комментирует Саша.

Сколков говорит, что в тактическом смысле парусные гонки — это шахматы на воде, потому что нужно не только управлять лодкой (то есть настраивать паруса, крутить штурвал, думать, куда вы идете и как выбирать курс под нужный ветер), но и понимать, как прийти в пункт назначения первым. «После того как вы успешно стартовали, начинается самое сложное и самое интересное — вам нужно решить, куда же на самом деле идти, чтобы всех победить. Просто идти на яхте из одного пункта в другой — не так сложно, а вот идти быстрее всех на финиш — это задачка со звездочкой. И этому можно всю жизнь учиться, каждый раз кайфовать, испытывать азарт и развиваться», — комментирует Саша. То есть участники регаты, отдыхая от работы, продолжают совершенствовать свои аналитические навыки и тренировать мозг, потому что думать на яхте нужно постоянно, чтобы выиграть и не попасть в аварию. 

При этом участвовать в регате могут даже новички. Это хороший способ узнать, что такое яхтинг и влюбиться в этот вид спорта. «Опытным в гонке, если мы не говорим про спорт высоких достижений, Олимпийские игры, Volvo Ocean Race или Кубок Америки, должен быть только капитан, который всему научит, подскажет, расскажет, объяснит и даст конкретную инструкцию, крикнув «добери красную веревку», — считает Саша. Чтобы гонка прошла максимально интересно, Сколков советует сразу сообщить капитану о своем опыте и своих желаниях: «Расскажите, чего бы вы хотели от регаты — насколько вам интересно во всем разобраться, что хотите делать на борту, какие у вас есть знания или навыки. Тогда вы сможете понять, что именно вам в яхтинге нравится и не нравится, какая роль на лодке вам больше подходит. На яхте очень много разных задач, и капитан всегда найдет способ, как вас заинтересовать и вовлечь в командную работу». 

Для опытных яхтсменов и новичков следующая «Русская парусная неделя Volvo» пройдет с 30 апреля по 7 мая 2022 года. Соревнования всегда организовывают два раза в год — осенью и весной.