Главная » Рынки » С сентября вступает в действие разрешение на онлайн-продажу безрецептурных лекарств несетевым аптекам

С сентября вступает в действие разрешение на онлайн-продажу безрецептурных лекарств несетевым аптекам

Небольшие аптеки также смогут размещать свои товары на маркетплейсах, что сделает доступной доставку лекарств большому числу клиентов, в том числе маломобильных. Однако рецептурные лекарства по-прежнему можно покупать только в аптеках

Фото: depositphotos.com

Обновлено в 18:49

С 1 сентября продавать безрецептурные лекарства онлайн смогут не только крупные аптечные компании, но и несетевые аптеки. Они смогут торговать лекарствами и на своих сайтах, а если таковые отсутствуют, то небольшие аптеки смогут размещать лекарства и сопутствующие товары в онлайн-магазинах и на маркетплейсах. А жители регионов, которым тяжело ходить в аптеку самим, смогут заказать доставку лекарств на дом.

Однако, как и прежде, даже если у человека есть рецепт, получить по нему рецептурное лекарство, в том числе наркотический, психотропный и спиртосодержащий лекарственный препарат с объемной долей этилового спирта более 25%, пока можно только в аптеке.

Комментирует директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов:

Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC Pharma «Изначально для допуска к онлайн-продажам лекарственных препаратов действовали серьезные ограничения для небольшой розницы, и, конечно, они были дискриминацией отдельных участников этого бизнеса: по сути, до него допустили только крупнейших игроков. С другой стороны, конечно, получить возможность продавать через агрегаторов для небольших компаний ровным счетом ничего не означает. Просто агрегаторам небольшие участники товаропроводящей цепочки неинтересны, они в любом случае будут работать либо самостоятельно, получая фармлицензию самостоятельно, либо предпочтут работать с кем-то из крупных партнеров, которые могут покрыть по крайней мере большую часть территории присутствия агрегатора. Сам факт разрешения для небольших организаций доставлять заказ, который сделали потребители, безусловно, плюс, по крайней мере позволит потребителям, которые привыкли к какой-то конкретной аптеке, оказывать эту дополнительную услугу в тех ситуациях, когда эта услуга требуется. Начинать, наверное, в любом случае бизнес будет с крупных городов, но было бы правильно, если бы эта услуга стала федеральной, к этому подключилась та же, скажем, «Почта России». Она легко может доставлять лекарственный препарат или те препараты, которые не требуют специальных условий хранения. Но этих изменений недостаточно, разрешение продавать только безрецептурные препараты проблему доступности лекарственной помощи не решает, и здесь нужно применять меры для того, чтобы был разрешен к продаже весь ассортимент лекарственных препаратов, представленных в аптечных учреждениях, за исключением тех продуктов, которые имеют определенные ограничения: наркотические и сильнодействующие препараты и так далее. Все остальное может спокойно продаваться онлайн, и когда был запрет онлайн-торговли лекарственными препаратами, так это и происходило».

До сих пор альтернатив у пациентов из сел и маленьких городов не было. Ozon привозит товары только в 74 города. Причем услуга доставки лекарств пока доступна примерно в 10 населенных пунктах из этого списка. Данная инициатива полезна всем участникам розничного рынка лекарств. Аптекам она даст возможность расширить клиентскую базу за счет посетителей маркетплейсов.

Комментирует руководитель пресс-службы Ozon Анастасия Самойлова:

Анастасия Самойлова руководитель пресс-службы Ozon «Например, на Ozon ежемесячная аудитория составляет более 80 млн пользователей. Конечно, аптекам, офлайн-точкам не всегда можно думать о таком размере аудитории. Площадки как раз могут обеспечить ассортимент на территории, где пока у аптек не сильно развита логистика. Потому что у всех маркетплейсов крупных есть своя сеть пунктов выдачи или курьерская доставка, поэтому здесь открывается большая возможность. Кроме того, данное постановление разрешает аптекам торговать через маркетплейсы по модели «клик энд коллект», когда вы бронируете ассортимент в аптеке через маркетплейс, оплачиваете и потом забираете его в аптеке. Аптека в данном случае выступает как пункт выдачи заказов. Для пользователей это дает возможность собрать внутрикатегорийную покупку на одном ресурсе, то есть положить в корзину и таблетки от головной боли, и книгу, и шампунь, и все это получить через логистику маркетплейса. Модель «клик энд коллект» легко реализуема в любом регионе России, главное, чтобы у аптеки была лицензия фармацевтическая на торговлю лекарством и разрешение на дистанционную продажу. И что касается курьерской доставки, то здесь, скорее всего, будут искать наиболее удобные модели логистики».

С мая прошлого года право на дистанционные продажи медикаментов было лишь у крупных аптечных сетей: это те, у которых не менее 10 торговых точек в регионе, писала еще в июне «Российская газета».

Их онлайн-оборот за прошлый год составил 72 млрд рублей, следует из отчета компании DSM-Groupe. При этом доля лекарств, забронированных через интернет, составила около 6,5% от общего объема проданных медикаментов.

По данным Ассоциации независимых аптек, дистанционная продажа лекарств только одному крупному игроку приносит около 300-350 млн рублей прибыли в год, указывается в статье.

https://www.bfm.ru/news/480155