Главная » События » По итогам приемной кампании российские вузы на будущий год ждут реформы

По итогам приемной кампании российские вузы на будущий год ждут реформы

Глава Минобрнауки Фальков внес ряд предложений — в их числе увеличение числа топ-вузов в регионах, пересмотр требований к олимпиадам и возможное возвращение поступления двумя волнами. А что говорят о действующей в этом году системе сами студенты?

Текст:Александра Сидорова

Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»

Глава Минобрнауки по итогам минувшей приемной кампании предложил несколько реформ на будущий год. По словам Валерия Фалькова, нужно увеличить число топ-вузов в регионах, ужесточить требования к олимпиадам и присмотреться к ЕГЭ по отдельным предметам. Насколько это удачные идеи и учтут ли недочеты этого года в следующем?

В 2021 году абитуриент мог подать заявление в пять вузов до десяти факультетов в каждом. Раньше было до трех факультетов. Плюс только одна волна. Оценить шансы было сложнее. Кто-то не успел переложить документы — зависали системы вузов. Некоторые абитуриенты даже создали петицию против новых правил.

Фальков ответил: возможно, в следующем году вторую волну вернут. Пока же нужно ужесточить требования к олимпиадам. Сейчас их участники могут поступить без экзаменов или получить автоматом сто баллов по ЕГЭ, став финалистами итогового этапа так называемого Всеросса или олимпиады из перечня Минобрнауки. В этом списке — больше 80 названий! По итогам одного только Всеросса было выдано почти 3 тысячи дипломов. Что сами участники олимпиад думают о возможном ужесточении правил?

Александр, победитель заключительного этапа всероссийской олимпиады по праву и призер Всеросса по обществу:

«Например, у нас на Всероссе в этом году было 120 призеров и победителей. Если столько человек получают дипломы, это еще не значит, что бюджетники сразу же теряют 120 мест. Некоторые (как, например, я) участвуют сразу в нескольких олимпиадах. Далеко не всегда получение какого-то диплома олимпиады означает именно отрыв места у бюджетника. Касаемо ужесточения требований к олимпиадам, такие, как Всеросс, «Высшая проба», Ломоносовская олимпиада, «Покори Воробьевы горы!» проводятся ответственно и открыто. Заставляет задуматься проблема так называемых третьеуровневых олимпиад. Это олимпиады достаточно локальные. Проводятся менее крупными вузами. Эти олимпиады как раз иногда могут открывать дорогу для различных злоупотреблений».

Алиса, победитель олимпиады «Покори Воробьевы горы!» по журналистике:

«Олимпиады — это потрясающий способ поступить в ведущие вузы страны. По ЕГЭ это практически нереально: буквально 1 балл — и ты уже не попадаешь в список бюджетных мест. Я считаю, что олимпиады — их, наоборот, должно становиться больше».

Марина, призер всероссийской олимпиады школьников по экономике:

«Ужесточить требования к олимпиадам, возможно, стоит, особенно в плане дистанционного проведения, потому что я слышала о списываниях. Я считаю, что по каким олимпиадам принимать абитуриентов — дело каждого вуза».

Что касается ЕГЭ, по словам министра, к самому экзамену нет претензий, но нужно понять причину увеличения стобалльников по конкретным дисциплинам. В этом году стобалльниками стали 8 тысяч выпускников. В прошлом — 8,5 тысячи. Вряд ли тут есть серьезная проблема, отмечают опрошенные Business FM эксперты, проверяющие работы выпускников. К тому же со следующего года по многим предметам пересмотрят формат заданий: меньше тестов — больше письменная часть.

Еще одна идея министра — увеличить число топ-вузов в регионах, чтобы абитуриенты с высокими баллами не рвались исключительно в Москву и Питер. Но надо не гнаться за рейтингами, а налаживать взаимодействие между работодателями и вузами, убеждена директор института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина:

Ирина Абанкина директор института развития образования ГУ ВШЭ «Только совместные, партнерские программы по конкретным направлениям, мне кажется, решат. А будут ли эти вузы входить в топ какого рейтинга — международного, общероссийского — это не имеет значения. Не на рейтинги люди ориентируются. Люди ориентируются на программу, после которой можно иметь успешное профессиональное развитие, достойную заработную плату. И вот этому надо уделить большое внимание, помогать университетам такие программы развивать точечно».

В этом году студентов недосчитались даже некоторые столичные университеты. Пришлось открывать дополнительный набор.