Главная » События » На кого учиться, чтобы не остаться без профессии

На кого учиться, чтобы не остаться без профессии

На кого учиться, чтобы не остаться без профессииПеречень профессий в колледжах и техникумах должен серьезно обновиться: по данным министерства просвещения, 30 процентов специальностей среднего профессионального образования не актуальны. Почему? Некоторые — устарели содержательно и требуют «перезагрузки». Другие — в принципе исчезают. Третьи — изменились так, что для них отдельная программа уже не нужна. Хватит и краткосрочных курсов. Под сокращение могут попасть «оператор ЭВМ», «технолог кинофотоматериалов и магнитных носителей», «ткач», «часовщик-ремонтник», «реставратор тканей, гобеленов и ковров»…
На кого учиться, чтобы не остаться без профессии

— С одной стороны, некоторые профессии действительно скоро исчезнут, — говорит ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС при президенте РФ Игорь Сергеев. — С другой, появление огромного количества новых профессий с нуля — это миф. Профессии, как правило, трансформируются за счет замены одних трудовых функций на другие. Конкретный пример. По московским улицам теперь ездят электробусы. И водитель электробуса, на которого учат в московских колледжах, часто подается как "профессия будущего". Но по сути это давно знакомый "водитель городского электротранспорта", к обязанностям которого добавился навык "поставь электробус на зарядку".

А как быть со строителями "умных" дорог, биоэтиками, молекулярными диетологами, инфостилистами и космобиологами? Все эти профессии уже подробно расписаны экспертами-футурологами, которые уверяют: кадровые перемены не за горами. К примеру, без консультаций с биоэтиком не обойдется ни одна передовая лаборатория — особенно когда дело дойдет до выращивания органов и серьезного вмешательства в гены эмбрионов. А строитель "умных" дорог будет устанавливать дорожное адаптивное покрытие, разметку и знаки с радиочастотной идентификацией, системы наблюдения и датчики.

Вероятно, такие специалисты будут востребованы в будущем. Но при этом они останутся "штучным товаром", который готовят в ведущих вузах и в корпоративных учебных центрах, уверены эксперты ФИРО РАНХиГС.

— В этом плане показателен опыт Германии. Там используется перечень, включающий 327 укрупненных профессий. И за последние 10 лет в этом списке появилось всего одна новая позиция — специалист по электронной коммерции. Все остальные профессии сохранились, хотя их функциональная "начинка" меняется, — говорит Игорь Сергеев.

Под сокращение могут попасть "оператор ЭВМ", "технолог магнитных носителей", "ткач", "часовщик-ремонтник"

Скажем, если раньше главным инструментом сантехника был разводной ключ, то теперь это компьютер. Задача — спроектировать и провести "умную" систему водоснабжения в коттедже или на даче. Нужно владеть Автокадом, нужны навыки электрика, знание системы вентиляции и элементов современного жилого дома. Что это значит для среднего профессионального образования? Только одно: главная задача — не погоня за мифическими "профессиями будущего", а обновление образовательных программ, их настройка на требования работодателей. Но и тут есть парадокс.

Система подготовки кадров среднего профессионального звена по-прежнему "догоняет" российскую экономику. Но если ориентировать студента на работу с самыми передовыми технологиями, не факт, что эти технологии молодой специалист увидит на рабочем месте. Опять же наглядный пример. В московских колледжах для студентов-поваров в прошлом году было установлено более 50 промышленных пароконвектоматов. При этом даже в лучших столичных ресторанах эксперты насчитали меньше десяти таких суперсовременных программируемых духовых шкафов. Выход только один: развитие связей "колледж — работодатель". Иначе кто-то будет неизбежно отставать.

А вот еще характерный тренд: взрывное развитие коротких программ профессионального обучения и повышения квалификации. Они направлены на освоение конкретных навыков. Тех самых, которые появились в составе профессий совсем недавно. Например, обучение учителей работе с "электронной школой". При этом продвинутые крупные работодатели вкладывают средства в собственные корпоративные университеты и учебные центры. По этому пути пошли "Сбербанк", "Яндекс", Mail.RU Group…

— Государственная система профобразования слишком инертна: перечень профессий и специальностей подготовки, профстандарты, образовательные стандарты, дальше — образовательные программы. К тому времени, когда новая профессия будет освоена госсистемой подготовки кадров, она перестанет быть новой, — уверен Игорь Сергеев. — В инновационных компаниях все гораздо быстрее. Здесь новые профессии — в области искусственного интеллекта, нейронаук, аддитивных технологий или любые другие — практически одновременно возникают и внедряются в производство.

Инфографика «РГ»: Антон Переплетчиков/ Ксения Колесникова Общество Образование Экономика Работа Правительство Минпросвещения
Источник

НЕВЫЛЕТ.РФ - Онлайн сервис проверки всех долгов