в это время
Главная » События » Минстрой ответил на заявление компаний Тимченко и Ротенберга о кризисе в инфраструктурном строительстве

Минстрой ответил на заявление компаний Тимченко и Ротенберга о кризисе в инфраструктурном строительстве

Сергей Мингазов Forbes Staff

Минстрой не увидел в письме глав восьми крупнейших компаний инфраструктурного строительства проблем, которые не могут быть решены действующими инструментами и методиками. Но министерство признало, что при контроле за подрядчиками не учитываются особенности формирования цены контрактов и приемки выполненных работ. Такой недоучет в свою очередь приводит к привлечению заказчиков к административной и уголовной ответственности

Минстрой ответил на жалобу восьми крупнейших строительных компаний, в том числе «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга F 52 (строила Крымский мост) и «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко F 6, которая была адресована президенту Владимиру Путину. Оснований для изменения системы ценообразования и регулирования в строительстве нет, считают в  Минстрое, пишет РБК со ссылкой на доклады президенту и в правительство с проектами заключений, подписанных первым заместителем министра строительства Александром Ломакиным.

Как выяснило издание, документы были направлены 14 июля на согласование в Минтранс, Минэкономразвития, Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Минфин. В ФАС и Минэкономразвития подтвердили, что письмо получили, документ находится на рассмотрении, сообщили представители ведомств. Доклады Минстроя — это ответ на обращение глав крупнейших строительных компаний в области строительства транспортной инфраструктуры президенту Владимиру Путину. В своем письме компании оценили состояние инфраструктурного строительства как кризисное и требующее внимания со стороны президента. В обращении указывалось, что с 2015 года строительная отрасль ежегодно фиксирует убытки — суммарно за пять лет они достигли 137 млрд рублей. По оценке стройкомпаний, это создает «неприемлемые риски как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны».

По данным анализа, проведенного Минстроем, у преобладающей доли дорожно-строительных организаций за период с 2015 по 2020 год наблюдался рост чистой прибыли на 19–125%. По оценке министерства, все проблемы, которые называли строители в письме Путину, «могут быть решены в рамках действующих инструментов государственной системы ценообразования и сметного нормирования». Строители жаловались на то, что система управления рисками при выполнении госконтрактов (большинство инфраструктурных проектов реализуются на средства из бюджета) не содержит порядка оценки соответствия работ, формируя «презумпцию виновности» подрядчика, а система ценообразования в бюджетном строительстве не соответствует рыночным реалиям. В структуре цены, жаловались авторы письма, отсутствует понятие «предпринимательский доход» и не учитываются расходы на банковские гарантии, проценты на привлечение промежуточного финансирования при казначейском сопровождении.

В докладах Минстроя указывается, что заказчик при подготовке документов о закупке самостоятельно формирует начальную цену контракта и определяет условия его исполнения, включая порядок оплаты выполненных работ. Методики ценообразования позволяют учитывать в смете затраты строительных компаний, связанных с предоставлением обязательной банковской гарантии, на страхование объекта строительства, на компенсацию подрядным организациям затрат на оплату процентов за пользование кредитами и прочие расходы. Со второго квартала 2022 года предусмотрен переход на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства на основе текущих цен строительных ресурсов. Сейчас система ценообразования основана на базисно-индексном методе определения стоимости строительства, когда стоимость работ и материалов определяется на основании сборников базовых цен, составленных в ценах 2000 года, и пересчитывается с помощью коэффициентов, учитывающих среднюю инфляцию. Федеральная сметно-нормативная база (предназначена для составления смет на работы, финансируемые за счет бюджета) регулярно дополняется нормами и расценками, а также прорабатывается вопрос о создании дополнительной электронной площадки для сделок по покупке или продаже стройматериалов и оборудования, которая могла бы стать еще одним источником информации о ценах на эти ресурсы.

Министерство признало, что контролирующие органы не учитывают при проведении проверок особенности формирования цены контрактов и приемки выполненных работ по госконтрактам, что зачастую приводит к привлечению заказчиков к административной и уголовной ответственности. Заместитель министра экономического развития Илья Торосов в письме (его подлинность подтвердили в министерстве) от 9 июля Минстрою и Минфину отметил важность строительной отрасли в рамках выполнения национальных проектов до 2030 года. Он, в частности, указал, что большинство конкурсов на выполнение работ по строительству объектов транспортной инфраструктуры проходит в форме аукционов, основным критерием которых является минимизация цены, а указанный уровень нормативной рентабельности может быть недостаточным для устойчивого функционирования строительных организаций. Кроме того, действующий порядок расчета сметной прибыли от фонда оплаты труда, требуемого на выполнение строительно-монтажных работ, не стимулирует подрядные организации применять инновационные методы — нормативная прибыль по ним ниже, чем по строительно-монтажным работам с высокими трудозатратами. Торосов рекомендовал Минтрансу и Минстрою сформировать рабочую группу с участием представителей Минэкономразвития, Минфина, основных заказчиков и подрядчиков для детальной проработки предложений по изменению ситуации в строительной отрасли. По его мнению, первоочередной задачей должно стать наделение статуса рабочей документации и формирование критериев отличий ее от проектной.