Главная » События » Минэкономразвития предложило госкомпаниям условия развития подрядчиков

Минэкономразвития предложило госкомпаниям условия развития подрядчиков

Минэкономразвития подготовило механизм «выращивания» госкомпаниями поставщиков из малого и среднего бизнеса для их потенциального участия в закупках. Инициативу ведомство включило в доработанные поправки к закону о развитии предпринимательства

Госкомпаниям разрешат создавать специальные программы развития подрядчиков и поставщиков из малого и среднего бизнеса (МСБ). Механизмы помощи МСБ описываются в поправках к закону о развитии предпринимательства, которые доработало Минэкономразвития, сообщают «Ведомости» со ссылкой на законопроект.  

Крупнейшими заказчиками, закупающими продукцию у субъектов МСБ, по результатам 2020 года были РЖД (222,4 млрд рублей), «Ростелеком» (140,9 млрд рублей), Сбербанк (118,1 млрд рублей), банк ВТБ (75,5 млрд рубле), «РЖД строй» (72,1 млрд рублей), по данным Корпорации МСП. Программы развития для МСБ будут реализовываться по соглашениям между поставщиками (подрядчиками) и самим заказчиками. Законопроектом не предусматриваются гарантии приобретения товаров, работ и услуг у компаний МСБ.

Это вторая версия документа, первая была анонсирована в 2018 году, но тогда законопроект вызвал ряд замечаний у других министерств.  «В процессе доработки законопроекта были внесены изменения в пояснительную записку к законопроекту, а также уточнены отдельные формулировки», — сообщил собеседник в Минэкономразвития. Там ожидают, что доработанный законопроект в ближайшее время будет рассмотрен правительством.

По законопроекту перечень основных требований к участникам программ развития и требования к проведению отбора компаний МСБ должно утвердить правительство. Сам отбор поставщиков, определение требований, а также финансирование программы будут проводить крупнейшие заказчики. Они будут определять также индивидуальные карты развития для «опекаемых» с перечнем мероприятий по поддержке и указанием сроков и ответственных лиц. Предлагается в качестве критерия для отбора использовать «индекс технологической готовности» — к внедрению новых технологий, модернизации, реконструкции и техническому перевооружению производства.

Госкомпания может не проводить отбор, если количество поданных заявок меньше установленного порога, а меры поддержки могут быть реализованы совместно с Корпорацией МСП. Она  же будет вести реестр программ развития и проведение мониторинга реализации таких программ, следует из документа. Присоединиться к программе смогут только те компании, которые уже имеют опыт исполнения договоров о закупках. «Принятие федерального закона создаст условия для увеличения квалифицированных и конкурентоспособных поставщиков, уровень технологической готовности которых будет соответствовать требованиям заказчиков», – говорится в документе.

Реализация этой инициативы даст возможность создавать дополнительные условия для развития производства, в том числе инновационного, выводить на рынок новые товары и проводить политику импортозамещения, передал гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич через представителя. «Значительную роль в выстраивании нового механизма должны сыграть регионы, которые будут помогать встраивать региональных поставщиков в цепочки поставок в рамках 223-ФЗ», — добавил Исаевич.

Программы «выращивания» поставщиков из сектора МСП уже несколько лет успешно работают во многих регионах на базе региональных центров развития квалификаций или бизнес-центров, сказал доцент РЭУ имени Плеханова Вадим Ковригин. Законопроект Минэкономразвития предполагает частично перенести центр ответственности за такое «выращивание» на крупнейших заказчиков, полагает эксперт. «Сама по себе идея хорошая, но только если она будет открытой, публичной, с четкими критериями присоединения к программе», – считает эксперт.

У большинства крупных западных компаний есть подобные внутренние положения, отметил член совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян. Корпорации, по его словам, заинтересованы «выращивать» своего поставщика, чтобы предприятие отвечало заданным требованиям и было способно предложить подходящие товары и услуги в необходимом количестве.