Главная » События » Минэкономразвития опоздало запустить госинформсистему «Капиталовложения»

Минэкономразвития опоздало запустить госинформсистему «Капиталовложения»


Минэкономразвития не смогло в апреле запустить электронный порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений в ГИС «Капиталовложения». ГИС до сих пор не работает, а соглашения не заключаются, но в министерстве надеются открыть пилотный доступ к ней в декабре

Минэкономразвития не смогло с апреля запустить новый алгоритм, привязанный к государственной информационной системе (ГИС) «Капиталовложения». Он должны был позволить заключать в электронном виде соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).  Как выяснили  «Ведомости», ГИС не работает до сих пор, а СЗПК не заключаются.

Представитель министерства подтвердил такое положение дел. Он добавил, что систему «Капиталовложения» в полноценном формате планируется запустить в июне 2022 года, а в пилотном режиме она будет доступна в декабре 2021 года. Большую задержку с ГИС в Минэкономразвития объяснили «подготовкой нормативной документации под новую законодательную базу по СЗПК».

Последние по времени поправки в закон о защите и поощрении капиталовложений были приняты в июле. Они предусматривают снижение требований к объему инвестиций с 5 млрд  рублей до 1,5 млрд для строительства аэровокзалов и транспортно-логистических комплексов и развития общественного транспорта, для проектов в сфере туризма – до 500 млн рублей, для комплексного развития территорий – до 250 млн рублей. Срок действия стабилизационной оговорки поправками был увеличен с шести до 10 лет для проектов в сфере сельского хозяйства, образования и здравоохранения.

Минэкономразвития в условиях задержки предусмотренной цифровизации СЗПК  подготовил регламент, позволяющий заключать их в бумажной форме. Но он, сообщил представитель министерства, еще только будет направлен на согласование с ведомствами в ближайшие дни. «Мы рассчитываем, что новые правила заключения СЗПК удастся принять в ближайшие месяцы и процесс возобновится осенью», — сказал собеседник газеты.

Закон «О защите и поощрении капиталовложений», по которому заключаются СЗПК, вступил в силу в октябре 2020 года. Он описывает механизм, гарантирующий неизменность условий реализации крупных инвестпроектов, а также условия получения инвестором компенсаций. По закону, инвестору могут возместить в течение пяти лет до 50% затрат на объекты обеспечивающей проект основной инфраструктуры, а в течение 10 лет — до 100% затрат на объекты сопутствующей инфраструктуры, например, автодорог. Помимо компенсационных механизмов закон предусматривает в том числе стабилизационную оговорку, гарантирующую неизменность ряда налогов, условий землепользования и градостроительной деятельности.

По данным первого вице-премьера Андрея Белоусова, которые он привел на совещании у президента Владимира Путина 8 апреля,  в этом году планируется заключить 100 СЗПК почти на 2 трлн рублей, а к концу 2024 г. — 600 таких соглашений с общим объемом инвестиций 12,6 трлн рублей. Среди тех, заключил СЗПК много крупных компаний: «Апатит» (ГК «Фосагро»), Тепличный комплекс «Зеленая линия» (входит в группу компаний «Магнит»), «Мираторг», Wildberries, Сокольский ЦБК (ГК «Сегежа»).

Представитель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) заявил, что организация надеется на скорейшее принятие нового порядка заключения СЗПК. «Пока нет никаких правил, бизнес не может заключать соглашения, поэтому хотя бы промежуточные правила нужны быстро. Мы их сейчас обсуждаем с Минэкономразвития и надеемся на скорейшее их принятие с учетом предложений бизнеса», — сказал представитель РСПП.

«Действовавший до начала апреля порядок логично было бы продлить — и не просто до конца 2021 года, а до тех пор, пока новая система не заработает», — отметил руководитель экспертного центра «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин. По его словам, бизнесу критична не столько автоматизация процесса заключения СЗПК, сколько то, чтобы на постоянной основе существовал рабочий механизм подписания таких соглашений. «Механизм осуществления инвестиций – крайне перспективный и привлекательный, а уж бумажный он или электронный — вопрос второй», — сказал Никитин.

По мнению же  директора Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анны Дупан, СЗПК – это прежде всего стимул для крупных инвестиций, в законодательстве же есть и другие инструменты, которые можно использовать, пока не наладится этот механизм.  «Например, для проектов в сфере промышленности можно заключить специальные инвестиционные контракты, в сфере ЖКХ и транспорта наиболее популярны концессионные соглашения, есть также соглашения о государственно-частном партнерстве», — перечислила она альтернативные варианты защиты капиталовложений. Потенциал СЗПК обусловлен беспрецедентными мерами по стабилизации законодательства для инвестора, отметила эксперт.

https://www.forbes.ru/finansy/438509-minekonomrazvitia-opozdalo-zapustit-gosinformsistemu-kapitalovlozenia