в это время
Главная » События » Международная организация гражданской авиации (ICAO) снизила почти на четверть свою оценку летной годности российских авиакомпаний

Международная организация гражданской авиации (ICAO) снизила почти на четверть свою оценку летной годности российских авиакомпаний

Самолеты в аэропорту Шереметьево (Фото Валерия Шарифулина / ТАСС)
Самолеты в аэропорту Шереметьево (Фото Валерия Шарифулина / ТАСС)

Международная организация гражданской авиации (ICAO) снизила почти на четверть свою оценку летной годности российских авиакомпаний. Universal Security Audit Programme (Универсальная программа аудита авиационной безопасности) ICAO «вывесила» в строке «Россия» красный флажок на своем сайте. Такой есть только у южноазиатского королевства Бутан. Forbes разбирался, что произошло и чем это угрожает

15 сентября на сайте ICAO в таблице с названиями 187 государств, прошедших аудит безопасности, напротив России появился тревожный красный флажок. При этом организация подчеркивает, что это «не обязательно указывает на какой-то недостаток безопасности у поставщиков аэронавигационного обслуживания, авиакомпаний, воздушных судов или аэродромов». Речь может идти о том, что государство недостаточно, с точки зрения ICAO, контролирует безопасность полетов. Что имеется в виду? 

Двойная регистрация

«На внутренние полеты российских судов эти меры [связанные с красным флажком] не повлияют, — говорит юрист коллегии адвокатов Delcredere Артем Касумян. — Но это грозит российским авиакомпаниям тем, что некоторые государства могут не пустить российские воздушные суда в свое воздушное пространство, поскольку создавшаяся ситуация может негативно влиять на выдачу страной регистрации радиолицензии [воздушным судам]».  

О своих опасениях по поводу российских самолетов ICAO объявляла еще 15 июня. Организация выпустила специальный закрытый бюллетень, в котором говорилось, что российские самолеты зарегистрированы в реестрах нескольких стран и это создает проблему с действительностью лицензий на их радиооборудование и сертификатов летной годности. Официальный представитель ICAO Энтони Филбин пояснял тогда, что ICAO усматривает в действиях России нарушение статьи 18 Чикагской конвенции. Статья постулирует, что воздушное судно не может быть законно зарегистрировано более чем в одном государстве.

После начала «спецоперации»* на Украине и введения против России западных санкций управление гражданской авиации, например, Бермудских островов приостановило сертификаты летной годности российских самолетов иностранного производства. На Бермудах было зарегистрировано 745 самолетов российских перевозчиков. Приостановила отношения и Ирландия — другая страна массовой регистрации российских воздушных судов. В ответ Россия ускорила перевод самолетов в отечественную регистрацию. Так и получилось, что у российских самолетов оказалось две регистрации — западная и российская.

Как объясняли специалисты по радиооборудованию, страна регистрации выдает так называемую радиолицензию, разрешая использование определенных частот различному оборудованию воздушного судна. В прошивке аварийного радиомаяка самолета записывается в том числе его регистрационный номер. При двойной регистрации у лайнера оказывалось как бы два различных номера регистрации — это создает помехи и угрожает безопасности.

«Один из важных негативных аспектов двойной регистрации заключается в том, что страна регистрации отвечает за поддержание летной годности, фактически — за безопасную эксплуатацию самолета, — объясняет исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Если самолет одновременно находится в реестре двух стран, возникает вопрос, по правилам какой страны осуществляется надзор за поддержанием летной годности, осуществляется ли он в достаточной и полной мере, не предъявляются ли обеими странами противоречивые требования». 

«Конфликт двух регистраций может быть решен только одним путем — прекращением одной из регистраций», — рассуждает юрист коллегии адвокатов Delcredere Артем Касумян. Если самолеты принадлежали российским лизинговым или авиакомпаниям, то собственники быстро попросили Бермуды о дерегистрации, и это было сделано. Однако существенная часть флота, которую эксплуатировали российские перевозчики, принадлежит владельцам из «недружественных» стран — они не торопились просить о дерегистрации. 

Forbes отправил запрос в Минтранс России. Действия авиавластей Бермудских островов и Ирландии, приостановивших сертификаты летной годности самолетов российских авиакомпаний, «носят исключительно политический характер, являются элементом санкционного давления, нарушают Чикагскую конвенцию и не относятся по существу к вопросам обеспечения безопасности перелетов», ответили в министерстве.

Нехватка деталей

Двойная регистрация — это официальная причина снижения рейтинга безопасности российских самолетов. Опрошенные Forbes эксперты полагают, что есть и другая. Наложенные против России санкции западных юрисдикций коснулись «поставок деталей и запчастей, необходимых для безопасности полета, а невозможность приобрести эти товары также обусловила [нынешнее] решение ICAO», полагает Касумян из Delcredere. 

«Даже для иномарок, находящихся только в российском реестре, вопросы с сопровождением в эксплуатации и с поставкой комплектующих и запчастей не будут решаться», — согласен Пантелеев. 

Что дальше 

Как сообщили Forbes в Минтрансе, до февраля 2022 года в российском реестре было зарегистрировано более 600 воздушных судов: «К настоящему времени к этой цифре добавилось еще 615 самолетов, ранее зарегистрированных в иностранных реестрах, а техническое обслуживание и контроль за поддержанием летной годности этих воздушных судов продолжают осуществляться под руководством Росавиации».

В Минтрансе объясняют, что в России вопросы безопасности перелетов регулируются Федеральными авиационными правилами и отечественные компании имеют необходимые ресурсы, оборудование и квалифицированных специалистов для ремонта и обслуживания воздушных судов. При этом правила, «связанные с обеспечением летной годности воздушных судов, разработаны в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ICAO, а также лучшими международными практиками».

27 сентября состоится Ассамблея ICAO и, как сообщает Минтранс, «российская сторона доведет до своих коллег позицию о том, что односторонние решения ряда стран о закрытии своего воздушного пространства для российских перевозчиков и приостановление сертификатов летной годности носят исключительно политический характер».

В ICAO сейчас рассматривается российская жалоба на авиавласти Бермудских островов, «на которых и лежит вина в так называемой двойной регистрации самолетов».

«Одним из ключевых факторов для присвоения «красного флага» стали санкции в отношении российской авиации, — говорит Касумян из Delcredere. — Очевидно, что эти санкции весьма политизированы». Касумян полагает, что доведение Минтрансом до представителей «недружественных» стран своей позиции о неправомерности закрытия воздушного пространства и приостановлении сертификатов летной годности вряд ли приведет к каким-либо изменениям санкционного регулирования.

«Эта часть плана Минтранса необходима, но успешно ее реализовать не представляется возможным, — рассуждает он. — В то же время жалоба России к Бермудам имеет определенную перспективу: в соответствии со статьей 84 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации споры о применении этой конвенции разрешаются постоянно действующим Советом ICAO, ответственным перед Ассамблеей [всех стран-участниц]». Совет включает в себя избранные 36 государств-членов организации, а в случае несогласия с решением Совета в качестве апелляции может быть использована арбитражная или судебная процедура, объясняет Касумян. «Если Советом или впоследствии судебным или арбитражным органом будет установлено, что Бермудские острова нарушили нормы международного воздушного права, это будет очень значимым успехом Минтранса», — говорит он.