Главная » События » Альфа-банк предупредил о возможном повышении цен малым бизнесом

Альфа-банк предупредил о возможном повышении цен малым бизнесом

Ринат Таиров Forbes Staff

Малый бизнес исчерпал возможности сдерживать рост цен за свой счет, предупредил Альфа-банк. В следующем полугодии его аналитики ждут постепенного удорожания товаров и услуг

Малый бизнес в России все чаще стал повышать цены, это превратилось в новую тенденцию, заявил Альфа-банк в новом выпуске исследования «Пульс малого бизнеса» по итогам второй половины 2020 года (есть у Forbes). Банк проводит опрос, чтобы узнать настроения предпринимателей.

Доля компаний, которые перешли к повышению цен, выросла со времени предыдущего исследования с 3% до 8%, пишет Альфа-банк. По его мнению, малый бизнес «исчерпал внутренние ресурсы, опустив планку прибыльности до минимальных уровней на фоне роста кредитной нагрузки». Поэтому банк допускает постепенное удорожание товаров и услуг в ближайшие месяцы.

Переход к повышению цен Альфа-банк связывает в первую очередь с ослаблением рубля и ростом расходов бизнеса, особенно если предприятия используют зарубежное сырье или оборудование. Треть опрошенных банком (33%) предпринимателей отметили негативное влияние санкций, особенно часто о них говорили в розничной торговле и производстве. Почти половина опрошенных (47%) одной из основных проблем бизнеса назвали снижение спроса и покупательской способности клиентов — объема товаров и услуг, которые можно купить на определенную сумму денег. Еще 44% упомянули высокие налоги, 38% — нехватку денег, 35% посетовали на отсутствие поддержки со стороны государства. Чаще стали жаловаться на коррупцию и частые проверки госорганов, а также сложности в перестройке бизнеса под требования новых законов, заметил Альфа-банк.

Бизнес полагает, что улучшить положение могло бы снижение налоговой нагрузки (такую меру назвали 69% опрошенных), повышение потребительского спроса (59%) и более мягкая позиция банков по кредитованию бизнеса (38%).

До этого малый бизнес сдерживал рост цен, по сути, за свой счет: сокращая разницу между ценой и себестоимостью товара или услуги (маржу) в пользу потребителя, пишет Альфа-банк. Кроме того, предприниматели понижали цены и предлагали акции, скидки и маркетинговые предложения. 90% компаний занимались сохранением клиентов и повышением их лояльности, показал опрос: треть компаний улучшали качество сервиса, предлагали новые товары и услуги, фиксировали цены. 29% респондентов, особенно в сферах оптовой торговли, персональных услуг, образования и медицины, ввели отсрочку платежей для клиентов.

На основе опроса Альфа-банк рассчитывает несколько индексов, и во втором полугодии 2020-го они все восстановились после рекордно низких отметок в начале пандемии, говорится в сообщении банка. Сейчас, по его данным, индексы вернулись к показателям июня 2019 года. Предприниматели воспринимают ситуацию в своей компании позитивнее, чем в целом в стране, пишет Альфа-банк. Малый бизнес по-прежнему очень негативно воспринимает макроэкономическую ситуацию, а ожидания от изменений в стране улучшились лишь незначительно, заметил банк. Индекс ожиданий от развития бизнеса улучшился и преодолел нулевую отметку, достигнув девяти пунктов. До этого, начиная с 2019 года, восприятие перспектив своего бизнеса непрерывно ухудшалось, говорится в пресс-релизе.

Лишь 15% предпринимателей отметили, что с начала пандемии получили поддержку государства. Еще 14% отметили помощь арендодателей, 10% — партнеров по бизнесу, 6% — поставщиков и подрядчиков, еще 5% — банков. 65% отметили, что не получили особой антикризисной поддержки.

В опросе Альфа-банка поучаствовали 3202 клиента банка, среди которых — индивидуальные предприниматели, руководители и собственники компаний с выручкой до 350 млн рублей в год.