Главная » Технологии » Sila в действии: для чего бывший инженер Tesla строит завод кремниевых анодов

Sila в действии: для чего бывший инженер Tesla строит завод кремниевых анодов

Джин Бердичевский — генеральный директор Sila (Фото DR)

Sila — стартап по производству материалов для аккумуляторов, основанный одним из первых инженеров Tesla и получивший инвестиции от Mercedes-Benz, строит крупный завод в штате Вашингтон, чтобы выпускать аноды на основе кремния, а не графита. Это, по словам компании, сделает батареи автомобилей более энергоэффективными, а затем и более дешевыми

Компания из Аламеды, штат Калифорния, под руководством генерального директора Джина Бердичевского превращает промышленное здание площадью 56 000 кв. м, расположенное на территории в 65 га в Мозес-Лейк, штат Вашингтон, в высокотехнологичный завод, который в первой фазе будет ежегодно выпускать достаточно анодов для аккумуляторов полумиллиона электромобилей. Со временем завод, который начнет работу в 2024 году, сможет увеличить объемы производства так, чтобы его кремниевых анодов хватало для миллионов электромобилей. Он будет потреблять безуглеродную энергию от гидроэлектросети Вашингтона.

На первом этапе инвестиции составят «около нескольких сотен миллионов», а финальные расходы «заметно превысят $1 млрд», рассказал Forbes Бердичевский, не вдаваясь в подробности. Компания сообщила, что Daimler и BMW первыми используют ее компоненты при производстве электромобилей премиум-класса.

«Прежде всего мы стремимся к большей энергоемкости», — сказал Бердичевский, предположив, что аноды Sila позволяют на 20% повысить энергоэффективность при замене графитовых анодов в современных литий-ионных батареях. Кроме того, они позволяют быстрее заряжаться или сокращать расходы на аккумуляторы, уменьшая число ячеек, необходимых, чтобы проехать на электрокаре то же расстояние: «Если взять автомобиль с 1000 ячеек, который проезжает нужное вам расстояние, то, если каждая батарея будет хранить на 20% больше энергии, число ячеек можно уменьшить с 1000 до 800. Так автомобиль станет легче и дешевле в производстве».

Проект завода Sila в Мозес-Лейк, штат Вашингтон. Завод будет построен в существующем промышленном здании, которое должно начать коммерческое производство кремниевых анодов к 2025 году. (Фото DR)

Новости от Sila появились на следующий день после того, как Министерство энергетики США заявило, что выделит $3,1 млрд из федерального бюджета в рамках законопроекта об инфраструктуре, что резко увеличит внутри страны производство современных аккумуляторов и материалов для электромобилей и грузовиков. Администрация Байдена хочет, чтобы к 2030 году электромобили составляли половину всех продаж машин в США, и надеется, что расширение производства автомобилей и аккумуляторов в США поможет достичь этой цели. Sila, скорее всего, подаст заявку на получение части федеральных средств для своего проекта в Мозес-Лейк, если он будет соответствовать требованиям Министерства энергетики.

Сегодня Tesla является крупнейшим производителем аккумуляторов для электромобилей в США. Их изготавливают на огромной Gigafactory в Неваде, в то же время наращивая объемы производства на новом заводе Giga Texas в Остине, где будут производиться новые, более крупные аккумуляторные элементы 4680, а также автомобили. General Motors, Ford, Volkswagen и другие автопроизводители объявили о планах по строительству новых аккумуляторных заводов, при этом поставщики аккумуляторов, включая Samsung, LG и Panasonic, также увеличивают производство в США.

«Рекордные инвестиции президента Байдена в производство и переработку аккумуляторов дадут нашей внутренней цепочке поставок толчок, без которого они не могли стать более безопасными и менее зависимыми от других стран. Это укрепит экономику чистой энергии, создаст хорошо оплачиваемые рабочие места и обезуглеродит транспортный сектор», — заявила на прошлой неделе министр энергетики Дженнифер Гранхольм.

В 2004 году Бердичевский стал седьмым сотрудником компании, нанятым на должность главного инженера аккумуляторов для Roadster — первой попытки компании создать электромобиль. К моменту выхода модели его уже больше интересовало, как сделать намного дешевле и эффективнее литий-ионные батареи, с которыми он работал. Он соосновал Sila в 2011 году и за последние 10 лет привлек $925 млн, в том числе около $600 млн в начале 2021 года, на разработку своей технологии с использованием кремния и финансирование первой фазы строительства завода в Вашингтоне.

Генеральный директор Sila Джин Бердичевский (в центре), менеджер команды материального обеспечения Райан Су (слева) и старший менеджер проекта Марк Паттерсон (Фото DR)

Аноды — это один из четырех ключевых элементов аккумулятора наряду с катодами, разделительным материалом и электролитами. Активный материал, которым они покрыты (как правило, это графит), позволяет электрическому току проходить через внешний контур и обеспечивает впитывание литий-ионов из катода. По словам Бердичевского, сейчас большая часть компонентов анодов для литий-ионных ячеек поступает из Азии.

«Этот завод станет для нас первым своего рода международным заводом. Мы возьмем его за пример и повторим этот опыт в США, а затем и по всему миру, в Азии и в Европе, — говорит он. — Мы начнем с автомобилей премиум-класса и нашего партнерства с BMW and Mercedes… Но по мере роста объемов это будут использовать многие, многие первоначальные производители оборудования в самых разных случаях».

Помимо Mercedes-Benz, в число инвесторов непубличной Sila входят 8VC, Bessemer Venture Partners, Инвестиционный совет Пенсионного фонда Канады, Coatue, In-Q-Tel, Matrix Partners, Sutter Hill Ventures и фонды T. Rowe Price.

Перевод Натальи Балабанцевой