Главная » Технологии » РЖД: в связи с переходом на отечественное ПО перебоев в продажах билетов нет

РЖД: в связи с переходом на отечественное ПО перебоев в продажах билетов нет

Ранее «Коммерсантъ» сообщил, что РЖД может столкнуться с техническими сбоями, связанными с использованием зарубежного софта от компании IBM, которая перестала поддерживать свои программные продукты в России

Текст:Business FM

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

В РЖД опровергли появившуюся ранее информацию об угрозе технического сбоя, ведомство может остановить продажу билетов и международные перевозки.

Компания использует зарубежный софт, который продает билеты, ведет учет локомотивов, принимает решения для моделирования пассажиропотоков, управления инфраструктурой и выполняет другие задачи. При этом западные компании, в частности американская IBM, перестали поддерживать свои программные продукты. Это может привести к серьезным сбоям.

В ведомстве разработали девять проектов по импортозамещению иностранного ПО. Из документов следует, что на это планируется направить около 6,5 миллиарда рублей, обратил внимание «Коммерсантъ». Комментирует коммерческий директор IT-компании Oberon Владимир Борисов:

Владимир Борисов коммерческий директор IT-компании Oberon «Система, которую используют РЖД, продажи и бронирования билетов АСУ «Экспресс». При этом у РЖД же есть помимо пассажирских, еще и грузовые перевозки, соответственно, там используется какая-то система, которая оптимизирует логистику. Есть у РЖД подшефные предприятия, медицинские, например, переходят на российское ПО быстрее всех, у них запуск в промышленную эксплуатацию подписан, по-моему, 22 декабря этого года, то есть они полностью переходят на российское ПO. Также РЖД меняют полностью Microsoft и уходят на Astra Linux, это российское программное обеспечение, российская операционная система. Этот проект, по-моему, до 2025 года. Меняют соответственно Microsoft Office на [продукцию] нескольких российских компаний, которые разрабатывают офисные приложения. Изначально РЖД уже много лет используют два основных американских продукта — это SAP и Oracle, ни того ни другого в России больше нет. Есть абсолютно точная замена, и SAP, и Oracle будут заменяться продуктами компании 1С, а именно 1С ERP. По поводу системы продажи билетов, понятно, что наверняка часть из нее самописная, то есть она писалась, но какие-то корневые вещи, а именно база данных, наверняка там тоже иностранная, они тоже будут полностью меняться. Самый большой наш перевозчик перешел на российскую систему бронирования билетов. Да, есть некие проблемы, да, некорректно работает мобильное приложение, да, есть проблемы со списанием баллов, но в принципе система бронирования полностью запущена, она полностью российского производства. Какие-то допсервисы сейчас недоступны, но 2-3 месяца, и все это будет исправлено. Не будет такого, что, например, месяц не продаются билеты».

Существующую систему продажи билетов на зарубежном софте «Экспресс-3» планируют начать выводить из эксплуатации с начала 2024 года. К концу 2024-го уже должна появиться новая импортозамещенная версия программы.

При этом некоторые эксперты отмечают, что компании придется полностью менять серверный парк, а российские производители не выпускают аналогичные сервера в части мощности и отказоустойчивости. Комментирует гендиректор компании «Базальт СПО» Алексей Смирнов:

— На самом деле, выхода тут по большому счету нет, потому что просто продукты не поддерживаются и могут работать без поддержки только ограниченное время. Приведу в качестве примера российские загсы, это порядка 16 тысяч рабочих мест по всей стране, они уже лет пять работают полностью на отечественном программном обеспечении. Это было сделано примерно в течение года, при этом это надо делать так, чтобы не останавливались бизнес-процессы. То есть тут нельзя взять, снести систему и начать строить новую.

— В России есть софт, способный заменить?

— Программное обеспечение и в плане операционных систем, и баз данных, и других найдется. Но при переходе с мэйнфреймов на сервера других архитектур будут дополнительные трудозатраты, связанные с тем, что, может быть, придется и как-то модифицировать саму инфраструктуру. Вообще говоря, в последние годы РЖД даже закупают компьютер на отечественных процессорах, на «Байкалах» и на «Эльбрусах». Сейчас на одном из предприятий, это «ОДК-Кузнецов», двигателестроительном, около тысячи рабочих мест, заменили системы с Windows на ALT Linux. На этих рабочих местах количество обращений в техподдержку снизилось в четыре раза.

РЖД относятся к объекту критической инфраструктуры. В марте Владимир Путин выпустил указ, который запрещает использовать зарубежный софт на таких объектах с 2025 года.

None