Главная » Технологии » Пусть всегда будет робот: как разивается образовательная робототехника в России и в мире

Пусть всегда будет робот: как разивается образовательная робототехника в России и в мире

Пусть всегда будет робот: как разивается образовательная робототехника в России и в мире

Чтобы вырастить целое поколение инженеров-инноваторов, нужно воспитывать в детях командную работу и учить их «строить ракету вместе».

По данным НАУРР (Национальной ассоциации участников рынка робототехники), плотность роботизации в России крайне низка – 1 промышленный робот на 10 000 сотрудников (по сравнению со средним показателем по миру – 66). Согласно Tractica, к 2020 году мировая индустрия робототехники составит $
ff8
151,7 млрд, а 58% респондентов исследования PWC намереваются автоматизировать производство и сократить персонал в течение ближайших 5 лет. Повод для оптимизма все же есть – это образовательная робототехника: пока весь мир скупает роботов, Россия активно проводит ликбез по тому, как этих роботов делать.

Международная Федерация робототехники (International Federation of Robotics, IFR) причисляет образовательную робототехнику к рынку сервисной робототехники для персонального использования в сегмент развлекательных роботов (entertainment robots).  С 2014 года объем рынка вырос на 7%, и IFR предполагает, что за 2016-2019 годы продажи составят 11 млн штук – это около $9,1 млрд. 

Пусть всегда будет робот: как разивается образовательная робототехника в России и в мире

В рейтинге потенциального объема рынка Европа занимает третье место с $778,3 млн и около 250 000 школ, уступая Азии ($6555,7 млн и более 2 млн школ) и Южной Америке ($924,6 млн и более 300 000 школ).

Тем не менее исследователи отмечают в Европе высокий уровень технического состояния телекоммуникаций и высокий уровень компьютерной оснащенности школ. Так, минимальный показатель для Европы – всего восемь учеников на компьютер в Греции, а, например, в Великобритании – один. Однако это свидетельство высокого уровня компьютерной доступности и не более.

По данным НАУРР, на ноябрь 2016 года В России работает около 1500 робототехнических кружков, тогда как The Robot Report сообщает лишь о 338 образовательных центрах по всему миру. Сегодня рынок образовательных робототехнических наборов (категория «образования и исследования» по версии IFR) составляет 263 млн рублей, а потенциальный объем рынка образовательной робототехники в России исследователи оценивают в 11,483 млрд рублей.

Если говорить, например, о Великобритании, то там как в публичных, так и в частных образовательных учреждениях свой собственный бюджет, поэтому решения принимаются на уровне учителя и директора, а не Министерства образования. С одной стороны, это значительно облегчает путь внедрения инноваций, а с другой — затрудняет их: государственные школы закупают продукты, которые решают точечные проблемы, наподобие мини-лаборатории для физических экспериментов. А вот частные школы выбирают из поставщиков, которые сразу же оборудуют целый класс. Разница между уровнем предоставляемого образования неизбежно растет, и даже самый способный ученик государственной школы догнать ребенка из частной просто не сможет.

Наша система построена ровным счетом наоборот, но и тут особо не развернешься: у учителей права голоса практически нет, как, собственно, и у директора, – все решает муниципалитет, которому нужно привлекать к себе как можно меньше внимания: в этом случае внедрение инновационного образования — последнее дело. Хотя стоит отметить, что постепенно, школа за школой появляются сначала мини-классы, а потом уже и полноценные
1000
секции при школах, где культивируется научно-инженерное творчество. Отдельное спасибо школам-локомотивам вроде петербургского физико-математического лицея №239 и их главам – они заставляют нашу образовательную махину двигаться, медленно, но все же двигаться.

Государственная поддержка выражается и в серьезной системе субсидирования. Например, с 2012 года действует система выделения невозвратных субсидий из государственного бюджета бюджетным и частным организациям, получившим статус Центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). В рамках этой инициативы заявитель получает 7 млн рублей на организацию инженерных кружков для детей. В 2015 году, по данным Fabnews, из бюджета было выделено 419 млн, поделенных между 67 организациями. Помимо этого, государство оказывает поддержку и в рамках различных региональных и муниципальных программ развития инновационного образования (например, конкурсы инновационных проектов среди образовательных учреждений различных уровней).

Пусть всегда будет робот: как разивается образовательная робототехника в России и в мире

Несмотря на казалось бы огромное поле для деятельности, на рынке особо не протолкнуться. Помимо зарубежных решений типа LEGO и HunaRobo в России широко представлены и собственные решения – «РОББО» (компания, которую представляет автор. — Forbes) «Амперка», «ТРИК»,«Эвольвектор» и другие. Все они пытаются не только попасть в кружки конкурентов и открыть собственные, но и стать официальным продуктом Министерства образования, что облегчает дальнейший путь в школы.

Борьба идет не только на уровне страны-производителя, но и открытости программного и аппаратного обеспечения: среди зарубежных производителей явными лидерами являются Lego и Arduino, ими владеют 86 и 65 кружков соответственно. В поддержку СПО (свободное программное обеспечение) и САО (свободное аппаратное обеспечение) сейчас играет глобальный тренд на открытость, импортозамещение и общая экономическая ситуация, хотя позиции закрытых продуктов все еще сильны.

Если придерживаться фактов и не обращать внимание на апокалиптические статьи о том, что население Земли будет заменено роботами, то с
1000
огласно подсчетам экспертов, по сравнению с 2014 года по 2015 год число кружков выросло на 26%, а объем закупок для них за 2016 год увеличился на 57% — с 1430 наборов до 2240. И эта тенденция будет сохраняться.

Россия, в общем-то, активно способствует распространению инновационного образования: в стране существует хорошая система олимпиад, талантливые дети стоят «на учете» и имеют хорошие перспективы на будущее. Сегодня наша первостепенная задача – это всеобщее обучение. Мы должны думать о тех детях, кто олимпиады не выигрывает. Западная модель воронки – отбирать лучших из лучших – слишком расточительна. Чтобы вырастить целое поколение инженеров-инноваторов, нужно воспитывать в детях командную работу и учить их «строить ракету вместе».

Источник

НЕВЫЛЕТ.РФ - Онлайн сервис проверки всех долгов