в это время
Главная » Технологии » Что ожидает национальную платежную систему

Что ожидает национальную платежную систему

Банк России представил «Стратегию развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы», согласно которой в ближайшие годы должны значительно возрасти трафики платежной системы «Мир», Системы быстрых платежей (СБП) и Системы передачи финансовых сообщений (СПФС). Кроме того, в число стратегических задач включен ряд принципиально новых инициатив.

Госрегулирование / Михаил Сидоров 14 апреля 2021, 22:02

Национальная платежная система

VKFacebookTwitter

Цель стратегии, как указывается в самом документе, состоит в создании «благоприятных условий для предоставления потребителям удобных, безопасных и доступных платежных услуг, развитие конкурентного и инновационного платежного рынка, совершенствование платежной инфраструктуры». В то же время первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова отметила, что платежная система «Мир», равно как и СБП, были созданы «с нуля» в срочном порядке в ответ на вызовы, вставшие перед страной в 2014 году. Не составляет большого секрета и то, что СПФС – тоже ответ на вызов, страховка на случай отключения российских банков от SWIFT в рамках очередного санкционного пакета. Так что стремление предоставить нашим гражданам и нерезидентам высококлассные платежные сервисы сочетается в стратегии со стремлением укрепить национальный платежный суверенитет.

Обозначенные в стратегии целевые показатели во многом основываются на прогнозе по росту доли безналичных платежей. Уже сейчас эта доля в розничном обороте превышает 70%, а в 2023 году, по расчетам аналитиков ЦБ, она должна прибавить еще 5%. Отсюда и прогнозируемое увеличение доли операций с использованием карт «Мир» с нынешних 24 до 27-30% (причем уже в 2022 году), и рост доли трафика СПФС от трафика SWIFT в РФ с 20,6 до 30%, и т.д.

В немалой степени достижению этих результатов, согласно стратегии, должны способствовать такие запланированные нововведения, как например, создание института небанковских поставщиков платежных услуг. В стране насчитывается уже довольно много финтех-компаний, способных оказывать современные платежные услуги, однако на сегодняшний день закон разрешает этим заниматься только кредитным организациям. Соответственно, предоставив доступ к этому бизнесу небанковским структурам, ЦБ рассчитывает разнообразить рынок и усилить конкуренцию, что должно сыграть на руку клиентам – и физическим, и юридическим лицам.

Также Банк России планирует внедрить открытые API (открытые программные интерфейсы), призванные обеспечить бесшовный обмен данными между участниками финансового рынка и, что тоже немаловажно, равный доступ провайдеров услуг к информации о клиенте, если он даст на то согласие. Еще один важный проект – создание механизма, который, по словам директора департамента национальной платежной системы ЦБ РФ Аллы Бакиной, должен упростить юрлицам процесс смены банка. То есть компания, переходя на обслуживание в другую кредитную организацию, будет оставлять свои реквизиты, и банк, в котором она ранее обслуживалась, сможет автоматически перенаправлять средства уже по новым реквизитам.

Целевые показатели по НПС

Кроме того, Центробанк планирует решить и такую насущную для многих бизнесменов проблему, как разрыв между выставлением счета и формированием платежного распоряжения. Регулятор хочет создать стандарты электронных платежных счетов, а также протестировать с возможность оплаты электронных платежных счетов сразу с автоматическим формированием оплаты платежного распоряжения.

Банкиры и экспертное сообщество встретили целевые показатели и предложенные инициативы с редким единодушием. В Ассоциации банков России (АРБ) особо отметили, что эти инициативы учитывают международный передовой опыт в цифровизациии и выразили надежду, что в результате их реализации возрастет качество платежных сервисов и повысится конкуренция на платежном рынке.

Артем Деев, руководитель аналитического департамента международной финансовой компании AMarkets, тоже считает вполне вероятным достижение поставленных регулятором целей. «Все инициативы ЦБ РФ направлены на упрощение документооборота в электронном виде, на прозрачность и комфортность платежей как для граждан, так и для бизнеса, – уверен аналитик. – Поэтому они вполне могут быть реализованы в поставленные сроки и достичь указанных целей». При этом среди инициатив он считает «основой проблемой» развитие СПФС как аналога SWIFT, поскольку это «самый масштабный проект, на который требуется время». Но при этом у Деева нет сомнений, что «доля операций и количество подключенных банков к российской системе будет только расти».

По мнению же вице-президента – старшего кредитного эксперта агентства Moody’s Ольги Ульяновой, стратегия не ставит каких-то революционных целей и в целом предполагает поступательное движение в том же направлении, в котором национальная платежная система развивалась до сих пор.

«Более того, темпы проникновения системы в целевые сегменты даже замедлятся по сравнению с наблюдаемыми ранее, – подчеркивает вице-президент Moody’s. – Это объясняется, во-первых, достижением определенной критической массы операций, а, во-вторых, исчерпанием влияния административных методов распространения национальных платежных инструментов. Таких, например, как зачисление бюджетных выплат исключительно на карты «Мир» или подключение всех системно-значимых банков к СБП».

Как гражданам, так и компаниям развитие национальной платежной системы (НПС), на ее взгляд, приносит пользу. Ведь в результате расширяется выбор между альтернативными вариантами, а НПС вступает в ощутимую ценовую конкуренцию с другими средствами платежа. А тормозом развития НПС, как и многих других платежных технологий, по мнению Ульяновой, может стать недостаточное проникновение высокоскоростного интернета в регионах, а также низкие доходы населения, которые многим не позволяют распробовать и оценить все выгоды применения современных высоких платежных технологий.