Главная » Недвижимость » Коворкинги: комфорт красоты

Коворкинги: комфорт красоты

Коворкинги стали популярными не только среди фрилансеров, но и в кругу топ-менеджеров. Некоторые российские проекты получают премии, в том числе за дизайн. Но насколько вообще для такого пространства важен дизайн и действительно ли есть задачи, которые он помогает решать?

Текст:Валерия Мозганова

Бутиковый коворкинг Headway в башне «Восток» (деловой центр «Москва-Сити»).
Бутиковый коворкинг Headway в башне «Восток» (деловой центр «Москва-Сити»). Фото: headway.moscow/Instagram

В этом году в шорт-лист престижной международной премии WAF, которую часто называют «архитектурным «Оскаром», вошли семь российских проектов. Как уже рассказывала Business FM, три наших участника — анапская винодельня гравитационного типа «Скалистый берег» архитектора Александра Балабина, проект развития набережных системы озера Кабан в Казани, разработанный Turenscape и MAParchitects Design Office, и проект музея «Зоя» в деревне Петрищево Московской области, авторство которого принадлежит архитектурному бюро A2M, — будут бороться за звание лучших в номинациях «Индустриальные проекты», «Ландшафт: городской контекст» и «Культура», оценивающих уже реализованные постройки.

В разделе «Будущие проекты» (Future Projects 2020/2021) представлено 187 проектов из 40 стран, в том числе четыре российских: проект реабилитационного центра для слепоглухих в Сергиевом Посаде, созданный известным архбюро Atrium — в номинации «Гражданская архитектура», концепция Xingfu Village Pan-Museum, которую в консорциуме с китайским бюро DA! разработала российская архитектурная студия IND Architects — в номинации «Культура», проект клубного дома «Тессинский, 1», автором которого является бюро Sergey Skuratov Architects — в номинации «Жилые здания», и концепция будущего общественно-делового пространства в центре Калининграда, авторство которой принадлежит петербургской «Студии 44» Никиты Явейна, — в номинации «Мастер-план». Финальная защита и объявление победителей состоятся 1-3 декабря в Лиссабоне.

Недавно стало известно, что сразу несколько московских проектов вышли в финал другой известной архитектурной премии, основанной одним из авторитетных журналов об архитектуре и дизайне — изданием The Plan. В The Plan Award 2021 в номинации «Общественное пространство» за победу поборется проект планировки территории участка набережной Москвы-реки между Дорогомиловским и Белорусским мостами, разработанный Институтом градостроительного планирования Москвы, в номинации «Культура» — проект кинотеатра «Художественный», а в номинации «Образование» — проект школы Wunderpark в Московской области.

«Ежегодно градостроительные институты столичного стройкомплекса показывают, что способны конкурировать с именитыми архитектурными бюро. Это доказательство международного уровня их проектов, которые вносят вклад не только в формирование будущего облика Москвы и других российских городов, но и в создание новых трендов, которые будут определять завтрашний день градостроительного развития», — считает председатель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Юлиана Княжевская. Международное жюри The Plan Award определит 40 проектов-победителей по 20 номинациям в категориях «Завершенные проекты» и «Будущие проекты» уже совсем скоро.

А вот созданный DA Bureau бутиковый коворкинг Headway, который был открыт в башне «Восток» МФК «Башня Федерация» в сентябре 2020 года, свою награду уже получил: он стал победителем престижной французской премии DNA Paris Design Awards 2021 в номинации «Интерьерный дизайн/Рабочее пространство». Организаторы премии — Farmani Group и парижское общество архитекторов и дизайнеров In Between, и присуждается она международным архитекторам и дизайнерам, которые улучшают повседневную жизнь с помощью практичного, красивого и новаторского дизайна.

К премии никаких вопросов — здорово, что ее получили именно наши. Интересно другое: а насколько вообще для такого пространства, как коворкинг, важен дизайн? Действительно ли есть задачи, которые он помогает решать? Управляющий партнер компании UNK corporate interiors Николай Миловидов уверен, что есть.

Николай Миловидов управляющий партнер компании UNK corporate interiors «Задача первая — грамотная планировка. В отличие от корпоративных офисов коворкинги сдаются не метрами, а рабочими местами. Это означает, что доход от арендного бизнеса напрямую зависит от числа рабочих мест, которые можно разместить на данной площади. При этом все они должны быть арендопригодными, автономными и обладать всеми необходимыми характеристиками с точки зрения потребителя. Должны быть электрические розетки и выходы слаботочных систем, правильное освещение, персональное пространство, удобный доступ от входа и так далее. Вторая задача — создание конкурентного преимущества коворкинга за счет интересного дизайна. Конечно, для многих потребителей дизайн не является решающим фактором при принятии решения, им достаточно просто хорошо отремонтированного помещения. Однако при прочих равных это может сыграть свою роль. А вот для людей творческих профессий обстановка имеет большое значение, поэтому коворкинги с неординарными дизайнерскими решениями могут оказаться в выигрыше».

В последнее время в связи с распространением удаленного формата работы коворкингами стали пользоваться не только фрилансеры и стартаперы, но и топ-менеджеры и владельцы компаний, напоминает Николай Миловидов. «Они могут использовать коворкинг для периодической работы или проведения встреч. Соответственно, сейчас могут развиваться коворкинги бизнес- и премиального класса, в которых высокий уровень оформления интерьера и качественная дизайнерская мебель уже становится обязательным атрибутом», — считает эксперт.

Генеральный директор KUBRAVA PROJECT MANAGEMENT™ Руслан Кубрава в принципе согласен с коллегой и в продолжение проводит четкую границу между сервисным центром и классическим коворкингом.

Руслан Кубрава генеральный директор KUBRAVA PROJECT MANAGEMENT™«Если, скажем, мы имеем в виду сервисный центр — то есть пространство, управляемое по типу коворкинга, но выполненное под определенного заказчика, то и внутреннее содержание и отделка будут напрямую зависеть от желаний и возможностей арендатора. В архитектуре таких пространств можно реализовать любые индивидуальные решения в зависимости от потребностей, вкуса и финансовых возможностей заказчика. Другой вопрос, если мы говорим о коворкинге в классическом понимании — то есть о пространстве, рабочие места в котором сдаются в краткосрочную аренду. Визуальный вид и содержание таких пространств зависят от целевой аудитории. Если они рассчитаны на статусных клиентов, например адвокатов, консультантов, риелторов, то основные требования — чистота, наличие качественно отделанных, стильных помещений с добротной мебелью. Такие люди хотят работать в комфорте — им важны и видовые характеристики из окон. Разумеется, в подобных коворкингах интерьеры общих зон должны соответствовать качеству и стилю рабочих мест, переговорных, закрытых кабинетов: снимая номер в дорогом пятизвездочном отеле, вы вряд ли рассчитываете увидеть напротив вашей комнату хостельного типа со строем кроватей и завтракать с ее постояльцами в общей кухне-гостиной. Такой же принцип действует и здесь».

Естественно, финансы, потраченные на разработку интерьеров и дизайна пространства, приобретение мебели, в конечном итоге будут учтены в стоимости аренды, подчеркивает Руслан Кубрава. И советует владельцам пространств очень внимательно относиться именно к определению целевой аудитории своего коворкинга, учитывать при разработке бизнес-планов ее потребности, предпочтения и финансовые возможности и в зависимости от этого решать, насколько востребованы и необходимы будут в конкретном проекте индивидуальные интерьерные решения.

Собственно, владельцы не против относиться очень внимательно — такой вывод можно сделать из слов Кристины Зарубиной, директора по развитию ПАО «Калибр», кстати, коворкинг технопарка «Калибр» входит в шорт-лист премии Best Office Awards этого года.

Кристина Зарубина директор по развитию ПАО «Калибр» «В нынешней парадигме отношения к коворкингам дизайн — с точки зрения дизайна пространства и дизайна рабочих мест — стал занимать ключевую позицию. Дело в том, что в зависимости от направленности коворкинга его «хозяева» создают ту или иную атмосферу и стремятся решить ту или иную задачу. Для резидентов творческих профессий нужны одни пространства и одна специфика организации рабочих мест, для инженеров — другая, для IT — третья. Где-то требуется максимальное число небольших звукоизолированных кабинетов, где-то — довольно крупные опен-спейсы. Кому-то важнее быть на острие прогресса и окружить себя техникой последнего поколения, а кто-то хочет создавать картины в тишине. В коворкинге технопарка «Калибр», например, основной упор делается на работу стартапов. Соответственно, наши резиденты заинтересованы как в хорошо подготовленном техническом оснащении, так и в современном и лаконичном интерьерном дизайне. Наша задача — дать молодым специалистам максимально комфортные условия для работы».

Сам коворкинг, а также его дизайн создают рабочую обстановку, которая в итоге влияет на продуктивность работников, продолжает руководитель федеральной сети коворкингов GrowUp Алексей Мацкевич. Он тоже считает, что дело не столько в дороговизне отделки и обстановки, сколько в удобстве и практичности дизайна для работы.

Алексей Мацкевич руководитель федеральной сети коворкингов GrowUp «Люди гонятся за новыми впечатлениями, и в том случае, если в офисе будет удобнее и комфортнее, чем дома, где многие привыкли работать в последние год-полтора, глаз будет радоваться, а работники вернутся в офис. Необходимо найти баланс. С одной стороны, это рабочее пространство, но с элементами, например, рабочей гостиной. Должны быть своеобразные неформальные переговорные с креслами и журнальными столиками, но не обычные «стекляшки», а определенные диванные группы. Плюс повысились требования к освещению, качеству поверхностей и качеству материалов — они должны легко чиститься и иметь определенную прочность к износу. То есть офисные пространства уменьшились, при этом все стало менее строго, и одновременно появилось больше возможностей создавать более неформальную атмосферу. Люди хотят видеть в рабочем пространстве больше нестандартных элементов, и чтобы заманить людей обратно в офис, нужен крутой, красивый дизайн».

На вопрос о том, окупается ли дорогой дизайн коворкингов, нельзя ответить однозначно, говорит эксперт. В целом потребителю не важно, сколько стоит мебель, но если дизайн сделан на по-настоящему высоком уровне и пользователю в нем удобно, то, конечно же, он его оценит и будет понимать, за что платит больше. «Глобально в архитектуре всегда определяющим остается закон Витрувия — «польза, прочность, красота». Не всегда есть смысл вкладываться в дорогие стены или потолок, а вот шумозащитные экраны или мебель — это совсем другое дело: добавить некие световые сценарии и элементы мебели, чтобы сделать работу удобной, — это классный тренд», — подводит черту Алексей Мацкевич.