Главная » Рынки » Россияне потратили на доставку 20% всех расходов на общепит с начала года

Россияне потратили на доставку 20% всех расходов на общепит с начала года

Татьяна Романова Forbes Staff

Коронакризис совершил революцию на российском рынке общепита. Услуги доставки из ресторанов так понравилась россиянам, что даже после отмены локдауна, все большее количество людей предпочитают заказывать любимые блюда домой и в офис, свидетельствуют данные исследовательского агентства NPD Group. Таким образом россияне совершают каждый третий заказ

В I квартале 2021 года 20% всех расходов россиян на общепит приходились на доставку, причем каждый третий заказ потреблялся в офисе или дома, указывают данные потребительской панели NPD Group. 

Это серьезное изменение в структуре рынка фудсервиса, сопоставимое с революцией начала 2000-х гг, когда рестораны открывались повсеместно и люди начинали свободно посещать заведения общепита, говорит Марина Лапенкова, эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Group. По ее словам, с 2000 годов и до пандемии кафе и рестораны воспринимались как public living rooms («общественная гостиная»), где люди назначали деловые встречи, общались с друзьями и коротали свободное время за чашкой кофе. «Локдаун и социальное дистанцирование сделали такое времяпрепровождение недоступным», — отмечает она. Тогда рестораны начали активное проникновение на личные кухни гостей: в I квартале 2021 доставка выросла на 40% по сравнению с первым кварталом 2020 года.

«Как когда-то полуфабрикаты и кулинария в супермаркетах пришли на смену ингредиентам, так теперь готовая еда с ресторанных кухонь конкурирует с блюдами, которые люди готовят сами, — считает Лапенкова. — Люди заменяют домашние блюда ресторанной едой, поскольку устали за время пандемии от ежедневной готовки, которой, как известно, на карантине и изоляции стало больше». Россияне проводят дома больше времени и чаще стали готовить меньше, считает Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-Аналитика». По его мнению, произошло лишь перераспределение потребительских расходов на еду: доля классических ресторанов (с обслуживанием) сократилась в пользу доставки фастфуда (пиццы, бургеров, суши, шашлыков), а также готовки дома из ингредиентов, купленных в рознице. При этом долю на рынке готовой еды сейчас наращивают продуктовые ритейлеры, считает Бурмистров: «Вкусвилл», «Азбука Вкуса», «Перекресток», «Яндекс.Лавка», «Самокат» увеличивают долю готовых блюд в доставке и расширяют ассортимент кулинарии, в том числе в рамках сотрудничества с ресторанным бизнесом и сервисами доставки готовых рационов питания (Performance Group, Elementaree). 

Это подтверждают и данные NPD Group. Возврат трафика и потребительских расходов к допандемийным лишь в фастфуде и рознице: 3% и 4% соответственно (за I квартал 2021 года по сравнению с I кварталом 2020 года). Рестораны и кафе потеряли — 24%, кофейни и пекарни — 19%, столовые — 26%.

https://www.forbes.ru/new