Главная » Компании » В России массово увольняются авиадиспетчеры. Насколько серьезна ситуация?

В России массово увольняются авиадиспетчеры. Насколько серьезна ситуация?

В госкорпорации по организации воздушного движения подтвердили массовое увольнение авиадиспетчеров. За первые шесть месяцев 2022 года компанию покинули почти 400 человек, что на 13% больше, чем в прошлом, рассказали Business FM ее представители. Каковы причины увольнений?

Текст:Влад Арапов

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

В Государственной корпорации по организации воздушного движения объяснили увольнение авиадиспетчеров выходом работников на пенсию, а также оптимизацией деятельности. Поводом для нее стали антироссийские санкции, после которых резко уменьшилось количество транзитных международных полетов через Россию. Поскольку основной заработок предприятия приходится на сборы за аэронавигационное обслуживание, оно не досчиталось значительной части доходов. В результате из компании ушли 392 авиадиспетчера.

Примечательно, что об их массовых увольнениях в конце июля рассказывал президент профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев. Только цифра тогда была другая — 640 человек. Объясняется нестыковка просто: в это число, помимо рядовых сотрудников, входили начальники службы движения и еще несколько руководящих должностей. В профсоюзе отмечали, что первыми стали уходить сотрудники пенсионного возраста. Они хотели гарантированно получить 12 выходных окладов. Остальные диспетчеры боялись, что им больше не заплатят, притом что их компания принадлежит государству.

Но власти не спешат дополнительно финансировать госкорпорацию, а банки отказывают в кредитах. Поэтому единственный реалистичный выход из ситуации, по мнению госкорпорации, — повышение тарифов. Там Business FM сообщили, что уже попросили правительство поднять ставки сборов. На сколько именно, правда, не уточнили. Но сделано это, скорее всего, будет так, чтобы пассажиры разницы не заметили. В январе, когда отрасли только предрекали массовые увольнения, эксперты отмечали, что авиабилеты подорожают менее чем на процент.

Что касается тарифов, то их власти снизили вдвое в 2020 году из-за пандемии. После этого вопрос об их обратном повышении уже поднимался, указывает президент Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Сергей Ковалев:

Сергей Ковалев президент Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России «Предложение, которое озвучивалось нами ранее и которое долгое время не принималось, — увеличить в три раза стоимость авиационного обслуживания. Такое предложение пошло от руководства Росавиации. В дальнейшем, насколько я знаю, Росавиация это предложение вынесла на уровень правительства, но там пока это предложение не приняли. Максимум, на что выразили готовность в правительстве, — [повышение] на 25-30%».

Впрочем, подобные меры едва ли помогут госкорпорации не уйти в минус, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман ГусаровРоман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Никакое повышение ставок авиационных сборов на 10-15% не сможет поправить ситуацию с бюджетом госкорпорации по организации воздушного движения, поскольку дыра огромна. Ее без дополнительных вливаний со стороны государства на расходную часть корпорации не перекрыть. Госкорпорация не по своей вине оказалась заложником нынешней политической и экономической ситуации».

Собеседник радиостанции отмечает, что властям придется пойти навстречу авиадиспетчерам. Ведь те отвечают не только за гражданские воздушные суда, но и за авиацию Воздушно-космических сил, а также ряда других стратегически важных структур. Но роста числа ставок для работников авиаотрасли — по крайней мере, в этом году — ждать не стоит. Еще летом 2021 года Росавиация дала указание госкорпорации по организации воздушного движения сократить фонд оплаты труда персонала на 10% на весь 2022 год — еще до 24 февраля и последующих ограничений.