Главная » Компании » Темные окна: почему в европейских городах перестали открывать новые дарксторы

Темные окна: почему в европейских городах перестали открывать новые дарксторы

Даркстор «Яндекс.Лавки». Внутри даркстор похож скорее на супермаркет, чем на склад, но посетителей там нет (Фото Getty Images)

В начале года власти Амстердама и Роттердама объявили, что на год замораживают открытие в городской черте новых дарксторов — мини-складов, на которых производится сборка сделанного онлайн заказа. Почему нидерландские города ополчились на сервисы, которые позволяют заказать и получить продукты всего за 15 минут?

В январе власти Амстердама объявили, что на год замораживают открытие в городской черте новых дарксторов — 31 работающего достаточно. Представители немецких компаний Flink и Gorillas, а также турецкой Getir немедленно заявили, что разочарованы решением администрации. В начале февраля о такой же годичной заморозке объявили власти Роттердама, в котором всего 13 дарксторов. Для сравнения: в Москве их несколько сотен, а всего в России более 1000. 

Дарксторы — это мини-склады, на которых производится сборка сделанного онлайн заказа. В отличие от крупных складов дарксторы расположены в жилых районах, ближе к потребителю. Это один из самых быстрорастущих сегментов коммерческой недвижимости. Например, в начале 2021 года у сети «Самокат» было порядка 400 дарксторов, сейчас их более 700. Почему нидерландские города ополчились на сервисы, которые позволяют заказать и получить продукты всего за 15 минут?

Турецкий сервис доставки Getir — один из крупнейших в мире, в компании работает более 32 000 человек (Фото Getty Images)

Дарксторы пожирают комьюнити 

«В принципе в быстрой доставке нет ничего плохого, но то, как это делается на практике, чертовски раздражает», — цитирует Reuters заявление члена городского совета Роттердама Роос Вермей. Ее коллеги из Амстердама конкретизируют: дарксторы в жилых районах создают шум при погрузке, увеличивают трафик за счет курьеров на скутерах и «просто выглядят неопрятно»: в некоторых из них окна заклеены бумагой. 

Вот эта самая неопрятность и слепые окна, по сути, основная претензия, которую предъявляют дарксторам урбанисты и исследователи городской среды. «Мир, основанный на доставке, пожирает комьюнити… В постпандемийном будущем мы уже не будем обращаться по имени к владельцу пекарни по соседству», — пишут в своей колонке в издании Bloomberg CityLab специалист по коммуникациям Лев Кушнер и ученый из MIT Грег Линдсэй. В даркстор нельзя войти, как в лавку, этот объект закрыт для посторонних, и в нем не горит свет. Даркстор не делает улицу дружелюбной и приветливой в отличие от той же пекарни или небольшого магазинчика.

Венчурные деньги 

С середины 1930-х в Нью-Йорке существует особый формат торговли, так называемые bodega  — небольшие магазины с товарами первой необходимости. Bodega переводится с испанского как «подвал» или «винный погреб». Таких небольших магазинчиков в городе больше 13 000. Их владельцы видят в дарксторах угрозу. 

«Конкуренция несправедливая, — цитирует издание Bushwik Daily лидера The Bodega and Small Business Association Франсиско Марте. — Сервисы доставки финансируются венчурными инвесторами, им не нужно зарабатывать прибыль прямо сейчас. И они задирают ставки аренды». 

Такие сервисы, как Gorillas, Flink, JOKR, Zapp, только в последние годы привлекли порядка $1 млрд инвестиций. Уже работающие в Нью-Йорке Buyk и Fridge No More получили от инвесторов более $60 млн — суммы, несопоставимые с расходами и доходами небольших семейных bodega. 

В октябре глава муниципалитета района Манхэттен Гейл Брюер обратилась к администрации Большого Нью-Йорка с предложением проверить, на законных ли основаниях работают дарксторы. Она отметила, что сервисы доставки занимают помещения, традиционно предназначенные для ретейла, но при этом формально являются не магазинами, а складами. «Я обеспокоена, что эти сервисы конкурируют с существующими супермаркетами, bodega и другими продуктовыми магазинами и занимают места, которые становятся недоступными для широкой публики», — пишет Брюер. По ее мнению, обилие дарксторов снижает пешеходный трафик, а снижение пешеходного трафика плохо влияет на малый бизнес.