Главная » Инвестиции » Российский производитель искусственного мяса Welldone привлек $1,5 млн

Российский производитель искусственного мяса Welldone привлек $1,5 млн

Ксения Демидкина Forbes Staff

Стартап Welldone, который в 2020 году запустили экс-сотрудники Нижегородского масложирового комбината, привлек $1,5 млн в раунде А, стало известно Forbes. Инвесторами стали российский фонд Phystech Ventures и международный Lever VC. Проект намерен увеличить объемы производства, нарастить дистрибуцию и выйти на зарубежный рынок

Оценку компании по итогам сделки стороны не раскрыли. В похожих раундах инвесторы обычно забирают 15–25% компании, говорит инвестиционный директор венчурного фонда Skolkovo Ventures Сергей Соболев. Учитывая раннюю стадию проекта, он предполагает, что его оценка до получения денег (pre-money) может находиться в диапазоне $5-7 млн. Источник Forbes, близкий к Welldone, назвал эту оценку до закрытия раунда близкой к правде.

Welldone летом 2019 года придумала команда из нескольких бывших сотрудников Нижегородского масложирового комбината (НЖМК, производит майонез «Ряба» и маргарин «Хозяюшка») во главе с его экс-начальником отдела реинжиниринга бизнес-процессов Александром Киселевым. Эта команда несколькими годами ранее перешла в бизнес-акселератор в области пищевых продуктов Mabius, созданный совладельцем НЖМК Иваном Сидорком. Киселев стал директором Mabius. По его словам, с 2019 года акселератор получил суммарно около 80 млн рублей на запуск и развитие Welldone от инвестфонда Aintrigud, который создали Иван Сидорок, президент биофармацевтической компании «Нанолек» Владимир Христенко и пул частных инвесторов.

В сентябре 2020 года Welldone выпустила на рынок линейку растительных котлет и фаршей. По словам Киселева, за полгода проект нарастил продажи с нескольких десятков килограммов до нескольких тонн в месяц. Сегодня искусственное мясо под брендом Welldone продается в «Азбуке вкуса», «Ашане», «Ленте», а также сервисах доставки «Самокат» и «Яндекс.Лавка». 

По данным СПАРК, выручка юрлица Welldone в 2020 году составила 2,6 млн рублей, убыток — 23,3 млн рублей. По словам Киселева, в 2020 году компания реализовала 3 т готовой продукции, а в первом полугодии 2021 года продажи достигли 30 т. Финансовые показатели 2021 года он не раскрывает.

На полученные инвестиции Welldone расширит продуктовый ряд и создаст новый производственный комплекс, который позволит увеличить объем производства до 130–150 т растительного мяса в месяц. В планах основателей — наращивание дистрибуции в Москве и регионах и международная экспансия. Проект уже ведет переговоры с партнерами на Ближнем Востоке, утверждает Киселев. 

Популярность альтернативного мяса растет по всему миру, говорит принципал инвестировавшего в Welldone фонда Phystech Ventures Анна Гишко: «Например, в Америке сегмент растительного мяса в ретейле вырос на 72% за последние два года и достиг оборота $1,4 млрд в 2020 году. Это самая быстрорастущая категория после альтернативных яиц». 

В России, по словам Гишко, тренд на «зеленое» мясо только формируется и выйдет на сопоставимые с американскими обороты спустя несколько лет. По данным Deloitte Consulting, сегодня около 47% россиян в возрасте от 16 до 40 лет уже готовы разнообразить свой белковый рацион мясом на растительной основе. На этом фоне растет и конкуренция, говорит Гишко: «Уже сейчас начинается борьба за полку». Кроме Welldone, растительное мясо в России производят компании Greenwise, «Не мясо», Наро-Фоминский мясокомбинат, «Вега», «Эфко» и другие. Кроме того, с 2019 года на российском рынке представлена продукция крупной американской компании Beyond Meat. Внимательно изучает рынок и планирует производство растительных заменителей мяса и компания «Русагро».