Главная » Компании » РБК: производитель Superjet 100 сообщил о подорожании самолетов на 12,5%

РБК: производитель Superjet 100 сообщил о подорожании самолетов на 12,5%

Сергей Мингазов Forbes Staff

Производитель Superjet 100 предупредил о подорожании самолетов больше чем на 12%. Рост цен на рынке объясняют инфляцией и увеличением стоимости западных комплектующих в валюте

Цена самолетов Superjet 100, которые производит корпорация «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию; ОАК), выросла на 12,5%, до $36 млн за штуку, c поставкой в 2024 году. В 2020 году лайнеры предлагались по цене $32 млн. Производитель сообщил о подорожании лизингодателям, рассказали РБК два источника в крупнейших российских лизинговых компаниях и подтвердил представитель Промсвязьбанка. Дочерняя банку компания «ПСБ Лизинг» планирует передать авиакомпаниям 59 лайнеров Superjet 100.

В «Иркуте» не стали комментировать информацию о росте цен. В ответе пресс-службы на запрос издания отмечается, что условия конкретных сделок зависят от комплектации воздушных, их количества, авансирования. Директор по маркетингу и продажам гражданской авиатехники «Иркута» Кирилл Будаев сказал, что стоимость Superjet зависит от западных комплектующих, а цены на них подвержены волатильности из-за изменения валютных курсов. Доля иностранных комплектующих при производстве самолета составляет около 50%. За 2020 год рубль подешевел к доллару на 16,5%, к евро — на 24%. 

Менеджер «Иркута» выразил надежду, что при увеличении производства российских самолетов будет снижаться стоимость комплектующих. «Если вы работаете с западниками, конечно, наш объем производства несравним с производством других самолетов, поэтому наша переговорная сила ограничена», — объяснил он. Число произведенных Superjet 100, которые начали летать в 2010 году, только в 2020 году достигло 200 самолетов, иностранные производители Airbus и Boeing до пандемии коронавируса ежегодно продавали примерно по 800 самолетов. По мнению Будаева, реализация программы Superjet New, которая предполагает почти полный отказ от иностранных комплектующих, позволит перейти на «рублевую себестоимость» и держать вопрос ценообразования «под контролем». Гендиректор госкорпорации «Ростех» (в ее состав входит ОАК) Сергей Чемезов говорил в интервью РБК 2 июня, что работа по такому импортозамещению «еще впереди».

По расчетам «Иркута», к 2035 году российским авиакомпаниям потребуется более 730 самолетов российского производства — не только Superjet, но и Ил-114-300, и МС-21, серийное производство которого еще не началось. Еще 365 лайнеров корпорация рассчитывает поставить за рубеж. Таким образом за 15 лет «Иркут» рассчитывает построить около 1100 самолетов. Чтобы профинансировать лизинг такого количества самолетов, потребуется до 4,15 трлн рублей. Сумма рассчитана как произведение количества самолетов на прогнозируемую среднюю цену продажи, уточнили в пресс-службе «Иркута». По данным британского агентства Cirium, рыночная стоимость Superjet 100 колеблется от $4,4 млн за самолет 2010 года выпуска до $12,4 млн за самолет 2020 года выпуска. Рыночная стоимость новых самолетов 2021 года постройки не превышает $15 млн. За $30 млн на рынке можно приобрести новые самолеты Airbus A220 и Embraer E-Jet E2, отметил менеджер крупной иностранной лизинговой компании.

Представитель Промсвязьбанка напомнил, что в 2020-2024 годах цены на Superjet ежегодно повышаются примерно на 3%. Это, по его словам, соответствует инфляции и сопоставимо с «коэффициентами эскалации», которые используются в контрактах с самолетами иностранного производства при расчете технических резервов. Их выплачивают перевозчики лизингодателям. По итогам 2020 года рост цен на товары и услуги в России составил 4,9%. Цену продажи Superjet 100 диктует не рынок, а себестоимость производства самолета, сказал глава одной из крупнейших лизинговых компаний «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер. «В цене нет маржи, которой производитель мог бы поделиться с лизинговой компанией», — передала слова Ивантера пресс-служба компании.

Представитель «Иркута» не стал отвечать на вопрос о прибыльности продаж гражданских самолетов. Он лишь указал, что его основные международные конкуренты Boeing и Airbus формируют чистую прибыль «прежде всего» за счет послепродажного обслуживания и производства давно существующих на рынке массовых самолетов семейства Airbus A320 и Boeing 737. Представитель Минпромторга добавил, что министерство реализует меры поддержки, направленные на сохранение конкурентных преимуществ российских воздушных судов, — их эксплуатантам предоставляются субсидии. Председатель совета директоров авиакомпании «Азимут» (в его эксплуатации 15 лайнеров Superjet 100) Павел Удод отметил, что эксплуатантов интересует не цена самолета, а размер лизинговой ставки. «Величина арендных платежей за Superjet 100 абсолютно конкурентная. Она пропорционально соответствует ставкам на более вместительные самолеты», — заявил он изданию. По его словам, благодаря инструментам господдержки лизинговая ставка приведена к «нормальной рыночной величине».

https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/433699-rbk-proizvoditel-superjet-100-soobshchil-o-podorozhanii-samoletov-na-125