Главная » Инвестиции » Новые МСП потеряли интерес к розничной торговле и нарастили к оптовой и строительству

Новые МСП потеряли интерес к розничной торговле и нарастили к оптовой и строительству

Малый и средний бизнес сменил отраслевые приоритеты: субъекты МСП стали чаще регистрироваться в строительстве, оптовой торговле и IT-отрасли, но потеряли интерес к розничной торговле. Среднее ежемесячное количество субъектов МСП по итогам девяти месяцев оказалось на 20% больше, чем в январе—феврале, и на 39% — чем средний показатель за весь 2021 год

В России выросла активность малого и среднего бизнеса в части создания новых компаний, но изменились отраслевые приоритеты предпринимателей. Об этом пишет РБК со ссылкой на исследование СПАРК-«Интерфакс» на основе данных Федеральной налоговой службы. Около половины зарегистрированных с марта МСП выбрали сферы строительства, оптовой торговли, информационных технологий, следует из них. 

 При этом среднее ежемесячное количество субъектов МСП по итогам девяти месяцев было выше «досанкционных» показателей. Оно на 20% опередило показатель января—феврале и на 39% —средний показатель за весь 2021 год.  Популярность в МСП растеряли торговля автомобилями, профессиональная, научная и техническая деятельность, розничная торговля. Эксперты отмечают гибкость предпринимательской активности — интерес сместился туда, где есть спрос и господдержка, но ряд отраслей не доступен МСП — они монополизированы крупным бизнесом. По словам профессора факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Чепуренко, малый бизнес создается там и тогда, где и когда он видит для себя перспективы. МСП перетекает туда, где есть платежеспособный спрос, добавляет президент «Опоры России» Александр Калинин.

МСБ оперативно отреагировал на изменения в бизнес-среде в начальный период экономической трансформации, говорится в исследовании. В марте—сентябре на 24% выросло среднее ежемесячное число регистраций МСП в сфере строительства относительно уровня января—февраля, на 28% — в сфере оптовой торговли, на 81% — IT-секторе, следует из представленных данных.Эти же три отрасли увеличили долю в общем числе регистраций МСП в марте—сентябре по сравнению с 2021 годом: у строительства плюс 5 процентных пунка, у оптовой торговле — плюс 1,5 п.п.

На эти два сектора пришлась почти половина всех новых регистраций в марте—сентябре — 23,3 и 23,8% соответственно. Строительный сектор предоставляет благоприятные возможности для развития МСП, отмечают авторы исследования. В секторе действует целый ряд мер господдержки — льготная ипотека, финансирование крупных инфраструктурных проектов, стимулы для регионального строительства, упрощение регулирования и другие.

Исторически строительство зданий — самая востребованная отрасль среди юридических лиц — субъектов МСП. В секторе оптовой торговли стимулом для роста регистраций компаний стали нарушения в логистике и возникновение дефицита некоторых видов сырья, материалов и оборудования на фоне санкций, предположили эксперты. Больше всего выросло среднемесячное число регистраций МСП в торговле строительными материалами, сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, химическими продуктами.

По данным единого реестра субъектов МСП, который ведет ФНС, на 10 ноября «строительство жилых и нежилых зданий» и «оптовая торговля неспециализированная» входят в топ-10 самых популярных сфер деятельности у МСП, включая ИП, с долей 15 и 7% соответственно. За год эти показатели не изменились. Доля IT-сектора в числе новых регистраций меньше строительства и оптовой торговли в марте—сентябре — всего 4,1%. Но она увеличилась на 0,8 п.п. к январю—февралю из-за роста государственной поддержки сектора — налоговые льготы, гранты, льготная ипотека и другие меры.

С конца февраля доля в общем числе регистраций МСП больше всего упала в сфере торговли транспортными средствами: к 2021 году — минус 4,3 п.п., до 2,9%, по среднемесячному показателю к уровню января—февраля 2022 года — на 26%. В автомобилестроении были сорваны поставки комплектующих, сократился импорт готовых машин, с рынка ушли западные компании. В профессиональной, научной и технической деятельности доля сократилась на 1,5 п.п., до 7,4%.

Но в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) наблюдался всплеск регистраций МСП — стимулом были потребности ускоренного импортозамещения, говорится в исследовании. В сфере розничной торговли доля новых регистраций упала на 0,7 п.п., до 6% в марте—сентябре. По данным ФНС, виды деятельности, относящиеся к розничной торговле, являются одними из самых популярных у МСП в целом, но за год их доля сократилась, а «торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах» выпала из топ-10.