Главная » Компании » На ивент-рынке не хватает технических специалистов и оборудования

На ивент-рынке не хватает технических специалистов и оборудования

По данным «Ъ», 70% звуковых и световых систем поставляли американские и европейские производители. По параллельному импорту предлагают оборудование без гарантийного обслуживания и по высокой цене

Текст:Business FM

Фото: ActionVance/unsplash.com

Организаторы концертов столкнулись с нехваткой технических специалистов и оборудования. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на ивент-рынке. По их словам, до 70% звуковых и световых систем приходилось на американских и европейских производителей.

Официальные поставки этого оборудования практически прекратились, и в дефиците оказались практически все музыкальные системы — от DJ-оборудования Pioneer, до микрофонов и наушников Sennheiser. Параллельный импорт делает работу бизнеса нерентабельным — у таких поставщиков нет гарантийного обслуживания и высокие цены: например, средняя стоимость микрофонов и микшеров выросла в четыре раза.

Но дефицитом это называть все же нельзя: на аренду техники, которая есть в стране, очередей пока нет. А хорошее звуковое оборудование может служить десятки лет. Кроме того, всегда можно найти аналоги. То же китайское оборудование уже постепенно выходит на рынок, говорит руководитель направления промоутерства и продюсирования «МТС Энтертейнмент» Янина Татарицкая:

Янина Татарицкая руководитель направления промоутерства и продюсирования «МТС Энтертейнмент» «Не так все драматично. Что касается выполнения концертов, технического райдера артистов, все основные райдерные позиции в России есть, прокатных компаний достаточно для того, чтобы обеспечить весь концертный сегмент. Театральные государственные площадки все оборудованы необходимым оборудованием, техническим светом, звуком, видеоэкранами, поэтому театральный сегмент будет продолжаться так же, как и концерт. Но как долго без запчастей и так далее все это продержится, непонятно. Если с нуля начинать строить площадку, оборудовать или ставить новое шоу, с этим будут возникать проблемы. Но Китай давно уже начал поставлять и видеооборудование, и свет, поэтому я думаю, что сейчас промоутеры, прокатчики будут смотреть на китайское оборудование, искать варианты по логистике, чтобы доставить свет и звук другими путями в Россию. В среднем цены — технический райдер, бытовой, площадки и так далее в среднем все повысилось на 30%. Я думаю, что существенного повышения можно будет ожидать в начале следующего года, когда будут выходить мероприятия по уже новым гонорарам, сметам и так далее. Все будет считаться, исходя из текущих условий и цен».

Как правило, артист любого масштаба приезжает в зал и арендует оборудование, которое есть у этой площадки или в соседнем городе. Кроме того, у всех музыкантов есть свой бэклайн: пульт, системы мониторинга и прочее. А редкие артисты даже возят за собой фуры с музыкальным и световым оборудованием.

Продюсер фестиваля «Дикая мята» и руководитель концертного агентства JGroup Андрей Клюкин считает, что технический вопрос в данном контексте вторичен. Самая большая проблема сейчас в контенте:

Андрей Клюкин продюсер фестиваля «Дикая мята» и руководитель концертного агентства JGroup «Мы, проводя фестиваль 2022 года, не испытали никакой потребности. Но предполагаю, что это может быть. Рынок сам по себе будет меняться, потому что сейчас будет появляться большое количество новых артистов, которые пока еще могут быть не требовательны к качеству аппарата, потому что большие артисты, кто-то покинул страну, кто-то не хочет выступать, кто-то не может выступать. С другой стороны, сейчас, я думаю, в ближайшие месяцы еще и будет сам по себе понижен спрос на шоу, потому что понятно, что аудитория концертов, фестивалей и так далее сейчас больше погружена в мобилизационную повестку и так далее, это их больше занимает, чем куда пойти на концерт. Поэтому сама концертная индустрия в это время будет проседать. Вчера я обсуждал это с питерскими коллегами и так далее, все видят падения на 25-30%, поэтому я думаю, что именно поэтому спрос будет пониженным, но через два-три-четыре месяца все радикально изменится. Вопрос технической реализации в данном контексте вторичен, первичен вопрос контента: кто будет выступать, и кто пойдет на эти выступления. Если пантеон звезд за три-четыре-пять месяцев пополнится, то все найдут, на чем играть и петь».

После начала частичной мобилизации в России к проблеме ивент-сферы добавился и кадровый дефицит, пишет газета «Коммерсантъ». По словам собеседника газеты, на рынке световой и звуковой техники, за последние дни целый ряд компаний лишился хороших специалистов — кто-то уехал, кого-то призвали. И что, если мобилизация продолжит набирать обороты, компаниям придется отказаться от 30% заказов, так как выполнить их будет некому. По словам источников Business FM, технических специалистов в этой сфере в России немного, концертные директора знают их в лицо и часто даже, что называется, выписывают их из других городов на конкретные мероприятия. Но и мероприятий сейчас стало в разы меньше.