Главная » Компании » МТС пожаловалась на «Мегафон» в ФАС из-за «оператора № 1» в рекламе компании

МТС пожаловалась на «Мегафон» в ФАС из-за «оператора № 1» в рекламе компании

МТС пожаловалась на рекламный слоган «Мегафона» в ФАС. Рекламная кампания с призывом «Переходи на оператора № 1», выполненным крупным белым шрифтом на зеленом фоне, стартовала в июле. Если ФАС признает рекламу «Мегафона» ненадлежащей, компании может грозить штраф до 500 000 рублей и требование ФАС прекратить ее распространение, предупреждают эксперты

МТС обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на рекламный слоган «Мегафона» «оператор № 1». Об этом рассказал «Ведомостям» собеседник, близкий к одному из мобильных операторов «большой четверки», получение жалобы подтвердили в ФАС. Эксперты отмечают, что в случае признания рекламы ненадлежащей компания может быть оштрафована 

«Обращение от МТС поступило в ФАС и будет рассмотрено ведомством в установленном порядке», – сообщил представитель ФАС. От дальнейших комментариев по жалобе он отказался. Представитель МТС не стал комментировать жалобу. Представитель «Мегафона» сообщил «Ведомостям», что компания пока не получала запросов по своей рекламе со стороны ФАС и настаивает на правомерности использования слогана.

Новая рекламная кампания «Мегафона» стартовала в начале июля, в ней содержится призыв «Переходи на оператора № 1», выполненный крупным белым шрифтом на зеленом фоне. Ниже на красной плашке меньшим шрифтом указаны критерии лидерства — «по скорости и покрытию». В нижней части плаката дается пояснение мелким белым шрифтом о том, что эти критерии подтверждены исследованиями.

Представитель ФАС пояснил, что закон о рекламе регламентирует использование слов со значением «лучший», «первый», «номер один». Он напомнил, что эти понятия должны использоваться «с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение».  Собеседник добавил, что при использовании слогана «Мегафон» – оператор № 1» компания указала конкретные критерии сравнения: по скорости и покрытию. Свои утверждения компания основывала на исследованиях Fastest Mobile Network Speedtest Awards – 2022, Best Mobile Coverage Speedtest Awards – 2022, опубликованных в открытых источниках, уточнил собеседник.

Исследования проводит компания Ookla, которой принадлежит сервис Speedtest.net. Ookla ранее признавала и МТС лидером российского рынка в различных категориях: например, в 2021 году — по скорости фиксированного интернета в России. По июльским подсчетам Ookla, приведенным на сайте компании, медианная скорость скачивания в сети «Мегафона» – 25,01 Мбит/с, медианная скорость отправки данных в сторону базовой станции – 9,09 Мбит/с.  У МТС общие результаты по всей сети – 19,13 и 6,75 Мбит/с соответственно, у Tele2 — 19,13 и 6,29 Мбит/с, у «Билайн» — 18,72 и 8,44 Мбит/с.

«Мы уверены, что для использования слогана «Мобильный оператор № 1 по скорости и покрытию сети» у нас есть все основания», — заявил представитель «Мегафона». Он добавил, что в слогане компания опиралась на данные исследований сторонних компаний, опубликованные в открытых источниках.Член экспертного совета ФАС по рекламе Дмитрий Григорьев объяснил, что с юридической точки зрения «все зависит от того, насколько разборчиво в рекламном сообщении передан критерий того, почему компания является лучшей, «номером один». По его словам, присутствие ссылки на исследование «еще не означает, что эта информация воспринимается потребителем».

Григорьев напомнил, что в законе о рекламе 1995 года использование слов в превосходной степени, к которым и относятся «лучший», «номер один» и т. п., было запрещено. В новую версию закона 2006 года было внесено действующее сейчас требование указывать критерий своего первенства. Эксперт назвал такой подход абсолютно логичным — ничто «не может быть лучшим само по себе». «Лучший» или «номер один» – категории оценочные», — добавил собеседник. Григорьев отметил, что в случае признания рекламы «Мегафона» ненадлежащей оператору грозит штраф до 50 000 рублей. ФАС может также потребовать прекратить распространение рекламы. Выполнение такого требования потребует от компании дополнительных издержек, подытожил эксперт.

«Мобильные операторы часто используют понятия «первый» или «номер один» в маркетинговых целях», — сказал гендиректор Content Review Сергей Половников. «Мегафон» использует выводы исследования финской Ookla, которая признает его превосходство по определенным параметрам с 2017 года, но в предыдущие годы об этом превосходстве со ссылкой на то же исследование сообщала МТС, рассказал эксперт. По словам управляющего партнера юридической фирмы «Вестсайд» Сергея Водолагина, если компания утверждает, что она – № 1, но это подтверждено не по всем параметрам, а по их части, а параметры, по которым первенство подтверждено, не являются ключевыми для этого вида бизнеса, то «достоверность такого утверждения и его соответствие закону могут вызывать вопросы».