Главная » Компании » «Кухня на районе» запустит сеть автоматов с готовой едой и «кафетерии будущего»

«Кухня на районе» запустит сеть автоматов с готовой едой и «кафетерии будущего»

Доставка «Кухни на районе» (Фото Ведомости / ТАСС)
Доставка «Кухни на районе» (Фото Ведомости / ТАСС)

Сервис доставки еды «Кухня на районе» выходит в офлайн. Гендиректор компании Антон Лозин в интервью Forbes рассказал, что она уже начала устанавливать в Москве холодильники с готовой едой, а в 2023-м также будет открывать мини-кафетерии и заведения в формате «открытой кухни». Он рассчитывает, что новые направления помогут увеличить оборот и выйти в прибыль

Сервис экспресс-доставки готовой еды «Кухня на районе» выходит в офлайн через запуск сети автоматов с готовой едой. Об этом в интервью Forbes рассказал генеральный директор сервиса Антон Лозин. Компания уже устанавливает первые 10 таких холодильников в разных местах Москвы, в первую очередь в бизнес-центрах. «Доставка не всегда самый быстрый способ получить еду. Если у тебя стоит холодильник с хорошей едой в бизнес-холле, проще взять ее там», — объясняет гендиректор сервиса.

Кроме холодильников, «Кухня на районе» готовится к запуску «кафетериев будущего» под тестовым названием «Поинт». По словам Лозина, это точки в «трафиковых местах», где можно будет взять готовую еду с собой либо перекусить на месте. В планах сервиса также запуск более крупных заведений, где посетители смогут проводить время, говорит он: «Мы умеем быстро готовить разную еду и хотим развернуть это в сторону офлайн-опыта. Это будет что-то вроде [формата] открытой кухни, чтобы люди могли посмотреть, как у нас все устроено». 

Открытие пилотных кафетериев и заведений в формате «открытой кухни» намечено на 2023 год. Офлайн-направление, по словам Лозина, будет интегрировано с приложением сервиса. «Мы хотим стать своего рода пультом для еды. Если ты хочешь есть — открываешь приложение и видишь разные способы получить еду от знакомого и любимого тобой бренда», — объясняет идею он.

Для «Кухни на районе» выход в офлайн — один из способов нарастить оборот, говорит Лозин. По его словам, в сентябре 2022 года оборот сервиса составил 300 млн рублей, а убыток сократился вдвое по сравнению с уровнем декабря 2021 года. Для выхода в прибыль сервису нужно увеличить первый показатель примерно вдвое, считает Лозин.

Александр Мутовин, сооснователь dark-kitchen-сети «Много лосося», купленной X5 Group, считает выход в офлайн хорошей идеей. «Это интересный пример, когда бренд отстроен онлайн, а потом добавляются такие способы монетизации офлайн. Опять же, офлайн-вывески — это дополнительные касания с аудиторией. Плюс это дозагрузит их фабрику», — рассуждает он. По словам директора онлайн-сервисов «Ленты» Дмитрия Иванова, «омниканальный опыт» может помочь «Кухне на районе» увеличить частоту взаимодействия с клиентом и объем продаж. Сам Лозин называет омниканальность «будущим всех моделей» на рынке фудтеха.

Мутовин замечает, что формат кафетериев при хорошем обороте может быть «довольно маржинальным». Однако и конкурировать в этом сегменте «Кухне на районе» придется с «опытными ребятами» — «Милти», Prime, «Шоколадницей» и другими, предупреждает он: «Сервису нужно будет как-то дифференцироваться в этом новом формате».

«Много лосося» и сам развивает офлайн-сеть «открытых кухонь» в «Перекрестках», где готовит свежую еду для посетителей супермаркета, рассказывает Мутовин. По его словам, в сети уже более 200 точек в 10 городах России, ее оборот ежемесячно растет. С кафетериями экспериментирует и «Яндекс.Лавка». Летом 2021 года сервис запустил первое летнее кафе в парке Горького. 

Лозин признает, что «Кухне на районе» придется работать в конкурентных нишах готовой еды, и считает это вызовом. По его словам, сервис постарается вложить «максимум эмоций и впечатлений» в рыночную цену блюд в офлайне. «Если это получится, мы найдем свою аудиторию», — уверен он.

Офлайн-точки с «понятной и недорогой домашней едой» могут быть востребованы, согласна с Мутовиным и Ивановым венчурный партнер фонда Phystech Ventures и экс-менеджер венчурного фонда Сергея Солонина FoodPro.tech Анна Гишко. Однако она сомневается в идее развития сети холодильников с готовой едой. «Это может стать более рискованным экспериментом, — говорит Гишко. — Свежая еда, приготовленная заранее, имеет ограниченный срок годности. Все зависит от того, удастся ли «Кухне» сделать антикризисное предложение по цене и разместить эти холодильники в правильных локациях. Учитывая сниженную заполняемость офисов сейчас, не факт, что удастся найти спрос на этот продукт у целевой аудитории».

Гишко обращает внимание на то, что сегмент холодильников с готовой едой тоже далеко не свободный и не у всех получается в нем закрепиться. Например, c 2018 года Delivery Club тестировал в Москве вендинговые автоматы с готовой едой в партнерстве с DC Daily. Этот проект позже вошел в совместное предприятие «Сбера» и VK, «О2О Холдинг». Сооснователь DC Daily Артур Шамалов рассказал Forbes, что стартап был продан СП, а затем закрыт. В Delivery Club подтвердили Forbes, что проект остановил работу. Сеть умных киосков с готовой едой с 2019-го развивали и основатели сервиса доставки готовой еды JustFood. Сейчас сайт их проекта «Торговая станция» недоступен. По словам Шамалова, модель автоматов с едой не взлетела нигде в мире. «Офисов с нужным трафиком мало. Форматы, где в подъездах стоят аппараты, тоже не сработали», — говорит он.

Тем не менее на рынке автоматов с едой есть работающие игроки, один из самых заметных — «ВкусВилл», говорит Гишко. Компания с 2019 года развивает сеть микромаркетов с холодильниками, стеллажами с едой длительного хранения и кассами самообслуживания. Во «ВкусВилле» рассказали Forbes, что, несмотря на период локдауна, когда офисы пустовали, проект продолжает масштабироваться. На сегодня сеть состоит более чем из 500 микромаркетов в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.

Кроме «ВкусВилла», сеть автоматов с готовой едой развивает «Яндекс.Лавка». Сервис, как рассказали в его пресс-службе, начал устанавливать их с партнером в 2021 году. Сейчас «Яндекс.Лавка» работает с двумя партнерами и оперирует 114 автоматами в Москве. «Вендоматы — это один из каналов дистрибуции готовой еды под собственной торговой маркой, и мы видим перспективу в развитии этого направления», — говорит представитель сервиса. 

Автоматы с готовой едой как сегмент рынка за 2020–2022 годы «вполне состоялся» и сейчас является высоко конкурентным, согласен Антон Лозин: «Нам придется хорошо поработать, чтобы отстроиться от предложения конкурентов». По словам Лозина, сервис будет использовать свои сильные стороны — еженедельную ротацию меню и анализ предпочтений аудитории по конкретным локациям. «Базовый срок годности для продукта в этом сегменте — пять–семь суток с использованием технологии упаковки в модифицированной газовой среде. Мы уже провели модернизацию нашего центрального производства для этого», — рассказывает он.

None