Главная » Компании » «Коммерсантъ»: перевод рейсов из Внуково обойдется «Победе» в 2 млрд рублей

«Коммерсантъ»: перевод рейсов из Внуково обойдется «Победе» в 2 млрд рублей

Лоукостеру «Победа» придется заплатить Внуково около 2 млрд рублей неустоек из-за решения перевести основную часть рейсов в Шереметьево. Еще не менее 1 млрд рублей в год компания рискует терять из-за разницы в аэропортовых тарифах и прямой конкуренции с «Аэрофлотом». Источники «Коммерсанта» связали уход «Победы» из Внуково с обязательствами группы «Аэрофлот» по поддержке перевозок в Шереметьево

За разрыв долгосрочных соглашений с аэропортом Внуково и хэндлинговой компанией UTG при переводе рейсов в Шереметьево дочерняя компания «Аэрофлота» — лоукостер «Победа» должна выплатить около 2 млрд рублей неустоек. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на рынке авиаперевозок. 

По словам собеседников газеты, контракты заключались до декабря 2023 года и предусматривали скидки на наземное и техническое обслуживание, которые теперь предстоит вернуть. Еще один источник уточнил, что сумма не финальная, «стороны ищут компромисс». Для сравнения, в 2021 году «Победа» получила 4,9 млрд рублей чистой прибыли, в 2020 году — 1,5 млрд рублей.  Лоукостер планирует перевести рейсы в Шереметьево, основной аэропорт базирования группы «Аэрофлот», с ноября 2022 года.

«Аэрофлот» усилил после введения санкций присутствие в регионах и обещал сохранить объемы перевозок в Шереметьево за счет расширения полетов. По данным газеты, за январь—июль объем перевозок «Аэрофлота» упал год к году всего на 1,5%, у «России» — на 7%, у «Победы» — на 17%. Лоукостер в конце августа выполнял полеты на 38 самолетах.

Обсуждение полного перевода «Победы» в Шереметьево началось летом — тогда стал понятен масштаб потерь аэропорта на фоне падения международных перевозок, приносивших значительную долю доходов, рассказали собеседники. По данным источника в Минтрансе, в январе—июле Шереметьево за счет внутренних рейсов увеличило пассажиропоток на 2% к 2021 году, почти до 15 млн человек. Отставание к аналогичному периоду 2019 года составило 47%, у Внуково отставание по итогам июля к уровням 2021 года оценивается в 7,5% (9 млн человек), к 2019 году — минус 31,5%.

 Источник в группе «Аэрофлот» сказал, что «коммерческие условия работы в Шереметьево более гибкие и соответствуют рынку, а с учетом консолидации ресурсов группы — экономически обоснованы и эффективны». Собеседники на рынке связывали позицию «Аэрофлота» с обязательством «поддержать уровень пассажиропотока» в аэропорту. Его основной акционер — «Шереметьево холдинг», где 65,22% у траста, действующего в интересах семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, 34,78% — у Аркадия Ротенберга.

Против перехода, по словам трех источников газеты, выступал врио гендиректора «Победы» Андрей Юриков. По их мнению, этот конфликт привел к смене гендиректора, с 15 августа им стал выходец из дальневосточной авиакомпании «Аврора» Дмитрий Тыщук. Помимо выплат Внуково «Победа» может потерять на переходе в Шереметьево еще как минимум 1 млрд рублей в год, считают источники.

Собеседник, знакомый с коммерческими условиями, отметил, что самолето-вылет каждого Boeing в Шереметьево будет стоить примерно на 20 000 рублей дороже, чем во Внуково. «Это дополнительные 80 000–100 000 рублей ежедневно», — добавил он.  Источники газеты ожидают снижения доходных ставок «Победы» из-за «лобовой» конкуренции с «Аэрофлотом» в общем аэропорту. Лоукостеру также придется перевести техобслуживание своих Boeing в техцентр «Аэрофлота» «А-Техникс». Это увеличит стоимость сервиса в 1,8 раза по сравнению с ВТС во Внуково. По словам одного из собеседников, один нормо-час в «А-Техниксе» дороже на 50%. 

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отметил, что любой лоукостер предпочтет Внуково из-за более конкурентоспособных тарифов, лишенных инвестиционной составляющей, и лучшей транспортной доступности после появления станции метро. Он добавил, что прежняя стратегия группы «Аэрофлот», где «Победа» выступала как лоукостер, «Аэрофлот» брал на себя премиальный сегмент международных линий, а «Россия» — перевозки внутри страны, в том числе на SSJ, сейчас выглядит «едва ли жизнеспособной». Самой выигрышной тактикой для «Победы» он назвал «уход за пассажиром в регионы, за Урал для формирования новых рынков».