Главная » Компании » Facebook пообещал платить французским СМИ за новости

Facebook пообещал платить французским СМИ за новости

Соцсеть подписала предварительное соглашение об авторских правах с группой французских издателей. Финансовые условия сделки не разглашаются. Как практически это может быть реализовано?

Текст:Андрей Жвирблис

Фото: depositphotos.com

В четверг, 21 октября, французский Альянс общеинформационной прессы (APIG) и Facebook объявили о достижении соглашения о вознаграждении за использование смежных прав. В частности, это соглашение даст издателям альянса возможность участвовать в Facebook News, специальном новостном пространстве соцсети, которое будет запущено во Франции в следующем январе.

Сервис Facebook News работает пока что только в США. И по свидетельствам пользователей, которых опросила Business FM, он пока что производит впечатление пробного и не очень удобного. Но заявляется, что скоро через него можно будет получить доступ к сотням изданий и, в частности, к платным статьям на них.

Скорее всего, поскольку сейчас идут разговоры о ребрендинге Facebook, новостной сервис будет окончательно запущен уже в обновленной оболочке. Как точно будут перераспределяться средства — пока неизвестно. Но сообщается, что после того, как два года назад во Франции был принят новый закон о смежных правах, Альянс прессы и Facebook очень тесно сотрудничали, чтобы создать структуру, отвечающую юридическим требованиям этого нового права для издателей и учитывающую то, как печатный контент публикуется и распространяется. Скорее всего, система будет похожа на то, что сейчас наблюдается в музыкальном бизнесе, считает главный редактор изданий группы компаний ComNews Леонид Коник:

Леонид Коник главный редактор изданий группы компаний ComNews «Теоретически, если посмотреть на новость как на объект авторского права (как, допустим, на музыкальный трек), то схема, в принципе, понятна. Некий доход, допустим, рекламный делится по цепочке между платформой Facebook News, изданием, которому эта новость принадлежит, и, наверное, в конечном итоге, авторами, чьими руками эта новость была написана. Если мы посмотрим на музыкальную индустрию, где эта система в полный рост существует, то она существует, к сожалению, не в пользу музыкантов. Для того чтобы получить средний американский прожиточный минимум около 4 тысяч долларов в месяц — на усредненной платформе должно быть около 4 млн скачиваний трека в месяц».

Распределение доходов между СМИ и IT-компаниями уже давно стало поводом для нешуточных баталий. Так, еще в 2014 году в Испании был принят закон, согласно которому поисковые системы и агрегаторы новостей должны платить производителям новостного контента. Договоренность так и не была достигнута и в результате агрегатор Google News прекратил работу в Испании — то есть индексированных статей из El Pais или La Vanguardia вы там не найдете.

Подобные меры ранее также попыталась ввести Германия, но оказалось, что это палка о двух концах, так как после того, как Google News прекратил индексировать содержимое немецких газет, их сайты испытали резкое падение посещаемости. В результате решение отыграли обратно.

Речь идет не о простом коммерческом споре, мы становимся свидетелями неких глобальных процессов, убежден общественный интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев:

Дмитрий МариничевДмитрий Мариничев глава Russian Mining Company, общественный интернет-омбудсмен«Происходит формирование экосистем, которые по сути выполняют функцию квазиналогообложения. Как любая доминирующая структура, похожая на государственную модель, — Facebook, Google либо «Яндекс» в России — будут стараться выполнить функцию регулятора отношений в этой экосистеме между авторами, дистрибуцией контента, поглощением контента, плюс оплата в рамках рекламной модели. Чем-то это похоже на некие профсоюзные движения 150-100 лет назад. Но в данном случае речь идет уже не о продуктовых линейках, как это было на заре технологических революций, а именно об обработке информации и перераспределении информации».

В начале нынешнего года австралийский парламент принял закон, который обязал Facebook и Google договариваться со СМИ о вознаграждении. Тогда министерство финансов страны подсчитало, что Google получает 47% от сборов, Facebook — 24%, а собственно производители контента всего лишь 29%. Но принятие этого закона не решило проблем и породило противостояние СМИ и IT-платформ на австралийском рынке, которое продолжается по нынешний день. Причем сейчас в очередных баталиях активно используются недавние откровения бывшей сотрудницы Facebook Фрэнсис Хауген.

Очевидно, что речь все же может идти о том, чтобы найти сбалансированное взаимоприемлемое решение, когда IT-гиганты не захватывают большую часть рекламного пирога и не паразитируют на производителях контента. Но это куда легче заявлять, чем реализовать, так как речь идет об очень больших деньгах. Действительно ли это удалось (как это декларируется) сделать французскому Альянсу прессы или конфликты продолжатся, станет понятно только в начале следующего года, когда Facebook News запустится во Франции.