в это время
Главная » Компании » «Дочка» АФК «Система» купила производителя судов на электрической тяге Emperium

«Дочка» АФК «Система» купила производителя судов на электрической тяге Emperium

Дочерняя компания АФК «Система» Sitronics Group приобрела более 50% акций российской компании Emperium, производящей суда на электротяге. Один из проектов Emperium — строительство электрических речных трамваев для регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке. Для Sitronics это вторая инвестиция в судостроение, ранее она купила «Кронштадт технологии»

Дочерняя компания АФК «Система» Sitronics Group приобрела более 50% акций российской компании Emperium, производящей суда на электротяге. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на председатель совета директоров Sitronics Group, управляющего партнер АФК «Система» Алексея Каткова и совладельца Emperium Андриана Правдина. Сумму сделки и точный размер акционерного пакета стороны не раскрывают.

По словам представителя Sitronics Group, сделка позволит компании развивать морское и электрозарядное направления бизнеса. Emperium – первая российская компания, организовавшая серийное производство электросудов. По словам Каткова, аналогов серийного производства электросудов  такого ледового класса с такой же вместимостью за рубежом сейчас нет. Компания выпускает шесть видов судов на электротяге, рассказал представитель Sitronics. Это скоростной катамаран Ecocruiser вместимостью до 120 человек, суда Ecovolt (1.0, 2.0, 3.0) для водных прогулок, экскурсий и пассажирских перевозок, суда Ecobus и Cityvolt, водные автобусы. Всего построено шесть судов, добавил он.

Инвестором Emperium считается российский предприниматель Александр Лебедев, компания значится в перечне инвестиционных проектов на его официальном сайте. Среди прямых владельцев Emperium Лебедев не указан. Правдин, по данным «СПАРК-Интерфакс», владеет 31,6% компании, ООО «Кедр» — 25,22%, 21,07% – у Андрея Смирнова. Доли менее 10% принадлежат четырем физическим лицам – Александре Швецкой, Евгению Андрачникову, Михаилу Тимофееву и Алексею Зюзину.

По словам Каткова, Sitronics будет развивать новое бизнес-направление, в перспективе электросуда могут быть оснащены технологией автономного беспилотного судовождения, которую разрабатывает одна из компаний группы. Бизнес, связанный с технологиями беспилотного судовождения — это компания «Кронштадт технологии» . В феврале 2021 года Sitronics выкупила 100% акций этой компании у подконтрольного «Системе» АО «Кронштадт».

«Кронштадт технологии» — это крупный разработчик радиоэлектронных и информационных систем и единственный участник от России в Международной ассоциации маячных служб (IALA), отвечающей за развитие цифровой навигации на межгосударственном уровне. В 2020 году компания представила систему автономного судовождения БЭС-КФ, завершила проект по оцифровке судоходных рек и разработала цифровые тестовые акватории «Эрмитаж» и «Беспилотник» в рамках федеральной целевой программы развития электронной навигации в России.

Один из самых крупных проектов Emperium — строительство электрических речных трамваев для регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке. В проекте Emperium выступает в качестве субподрядчика «Пассажирского порта» по строительству электросудов. «Пассажирский порт» («дочка» судоходной компании «Водоходъ») заключил контракт с московскими властями по организации речных перевозок за 19,5 млрд рублей на 15 лет. Согласно ему, компания должна в том числе создать флот из 21 электрического судна, построить 23 причала, шесть зарядок и два пункта базирования речных трамваев.

Лизинговая компания «Машпромлизинг» заказала суда для компании «Пассажирский порт» на верфи Emperium, об этом она сообщила в середине января.  По словам Каткова, Москва станет «первым городом в мире, в котором появится круглогодичный регулярный электрический водный транспорт такого уровня». В департаменте транспорта Москвы и «Водоходе» от комментариев отказались.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров  оценил стоимость 50% Emperium не менее чем в 3,5 млрд рублей. По словам аналитика, значительную часть стоимости формирует портфель заказов: по состоянию на первый квартал 2022 года около 30 судов для Москвы, Санкт-Петербурга общей стоимостью более 6 млрд рублей, процесс строительства более 10 уже запущен. Он добавил, что сегмент пассажирских судов на электрической тяге будет быстро расти в связи с активной господдержкой и высоким интересом администраций регионов и государственных лизинговых компаний. Значительный потенциал спроса существует в Краснодарском крае на маршруте Новороссийск – Геленджик – Сочи, на Байкале, на речных маршрутах в Москве и Санкт-Петербурге, отметил эксперт.

Формально портфель заказов у Emperium превышает 30 млрд рублей, но есть иск от ГТЛК на 8,5 млрд рублей, сказал управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Выручка Национальной резервной корпорации, куда входит Emperium, в 2020 году составила 2,2 млрд рублей, с учетом роста портфеля верфи можно предположить, что доля в 50% могла отойти Sitronics за 1–1,5 млрд рублей, оценил он. По словам эксперта, для Sitronics сделка открывает доступ к рынку заказов Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода. Он считает, что для крупных городов электросуда могут оказаться востребованным сегментом.