Главная » Компании » Дань моде и пандемии: почему акции Crocs выросли на 1000% и что с ними делать

Дань моде и пандемии: почему акции Crocs выросли на 1000% и что с ними делать

С начала пандемии акции производителя сабо Crocs продемонстрировали десятикратный рост. Помогли локдаун, хороший маркетинг и проведенная в предыдущие годы оптимизация бизнеса. К 2026 году компания планирует удвоить выручку, аналитики считают, что небольшой потенциал роста есть

Что случилось

На неделе акции производителя обуви Crocs преодолели исторический максимум $183. С начала 2020 года котировки выросли на 480%. А с марта 2020-го, когда Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально объявила о пандемии коронавируса, рост составил около 1000%. Сейчас капитализация Crocs превышает $10 млрд.

Что это значит

«Рост акций Crocs во многом стал возможен из-за скромной оценки компании, которой обладали акции в начале 2020 года, — мало кто верил, что этот бренд сможет нарастить популярность, — говорит руководитель департамента инвестиционной аналитики «Тинькофф Инвестиции» Кирилл Комаров. — Бумаги торговались с очень скромным P\E, около 16, на фоне растущей прибыли. А когда динамика стала очевидна и показатели компании превосходили прогнозы аналитиков ежеквартально, эту историю заметили инвесторы».

Рост акций Crocs подстегнула пандемия. «Основным продуктом компании являются поролоновые сабо, которые изначально надевали на пляж или чтобы прокатиться на лодке, — отмечает аналитик «БКС Мир инвестиций» Айнур Дуйсембаева. — Однако в последние годы сменилась мода, и продукцию Crocs начали использовать каждый день, учитывая их [сабо] удобство и универсальность. Пандемия и введенные карантинные меры оказались существенным драйвером для выручки компании. В первую очередь их стали покупать медицинские работники, которым требовалась удобная и практичная обувь, способная выносить обработку химическими веществами».

Зачем мне это знать

Детали

C 21 октября, когда Crocs представила отчет за третий квартал 2021 года, ее акции подорожали на 33%. Продажи компании за третий квартал выросли в два раза, до $626 млн, рост по итогам девяти месяцев составил 73%, до $1,7 млрд. До конца года Crocs планирует увеличить выручку до $2,2-$2,3 млрд. А к концу 2026 года компания рассчитывает нарастить продажи почти вдвое, до $5 млрд.

«По итогам 2021 года ожидается, что темпы роста выручки составят рекордные 65%», — говорит Айнур Дуйсембаева. При этом, по словам Дуйсембаевой, у бизнеса Crocs высокая маржинальность. «Несмотря на то, что продукция компании не входит в категорию премиум, операционная маржинальность бизнеса соотносится с уровнем маржинальности luxury брендов.  На наш взгляд, она связана с низкой себестоимостью и высокой лояльностью клиентов к бренду», — говорит Дуйсембаева.

Кирилл Комаров отмечает, что, помимо пандемии, росту продаж способствовали сильная маркетинговая кампания Crocs и коллаборации с крупными брендами. Crocs начала инвестировать в маркетинг задолго до пандемии — это было одним из решений гендиректора Эндрю Риса, возглавившего компанию летом 2017 года. Издание Investor’s Business Daily отмечает, что когда Рис встал у руля, компания переживала не лучшие времена. В 2016 году ее годовой убыток превысил $16 млн. Рис провел большую реорганизацию. Crocs в том числе отказалась от собственного производства и начала активно развивать онлайн-продажи. По итогам 2019 года компания впервые за долгое время продемонстрировала двузначные темпы роста выручки — на 13%, до $1,2 млрд. Прибыль в 2019 году составила $119 млн, в 2020-м — $313 млн.

Семь из 11 аналитиков, опрошенных CNN Business, рекомендуют покупать акции Crocs. Вместе с тем средняя цена акции на ближайшие 12 месяцев по прогнозам аналитиков составляет $180. Лучший сценарий предполагает рост до $250, худший — падение до $157.

«Мы заметили компанию как инвестицию в августе 2020 года и с тех пор рекомендовали ее своим клиентам, — говорит Кирилл Комаров из «Тинькофф Инвестиции». — Учитывая сильную динамику, от компании ожидают роста выручки по 20% в год в следующие несколько лет — мы все еще рекомендуем инвестировать в эту компанию».  

В начале 2020 года акции Crocs торговались с мультипликатором  P/E равным 16, потом по мере роста котировок мультипликатор вырос до 25, а сейчас снова вернулся на уровень 16, то есть темп роста прибыли компании опередил темп роста ее капитализации. Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов отмечает, что акции по-прежнему относительно недорогие по текущим мультипликаторам и потенциал роста сохраняется. По его мнению, дополнительному росту котировок может помочь обратный выкуп акций на $500 млн, который компания планирует провести до конца 2021 года. Ранее в этом году Crocs уже проводила обратный выкуп на аналогичную сумму.

«Топ-менеджмент Crocs приписывает заслуги роста продаж своему цифровому маркетингу и продвижению в соцсетях, включая TikTok и инфлюэнсеров, — рассуждает партнер FP Wealth Solutions Алексей Дебелов. — В этой ситуации дальнейший успех бренда зависит от успешности будущих маркетинговых программ — и как черной Королеве [«Алиса в стране чудес»], компании необходимо бежать со всех ног, чтобы хотя бы оставаться на месте. В случае неудачи и возвращения прибыли к уровням 2020 года текущая привлекательная оценка в 15 прибылей легко превратится в весьма дорогие для акции 25».

«Среди стратегических рисков мы выделяем отсутствие продуктовой диверсификации. В случае резкой смены моды выручка компании может показать существенный спад», — отмечает Дуйсембаева.