Главная » Компании » Более трети российских компаний увеличили расходы на зарплаты сотрудникам в 2022 году

Более трети российских компаний увеличили расходы на зарплаты сотрудникам в 2022 году

Фото Beata Zawrzel / NurPhoto via Getty Images
Фото Beata Zawrzel / NurPhoto via Getty Images

В 38% российских компаний в этом году выросли расходы на фонд оплаты труда, выяснили аналитики. Рост может быть связан с желанием компаний удержать квалифицированных сотрудников, которые оказались в дефиците на фоне оттока специалистов из России

В 38% российских компаний увеличились затраты на фонд оплаты труда (ФОТ) в 2022 году, показал ноябрьский опрос сервиса по поиску работы и сотрудников «Работа.ру» и маркетинговой платформы Roistat (есть у Forbes). В нем приняли участие более 1000 HR-директоров и руководителей компаний со всей России. У 21% компаний, согласно опросу, выросли расходы на логистику, у 16% — на аренду оборудования или помещений.

Рост расходов компаний на ФОТ может быть следствием расширения штата или повышения зарплат текущих сотрудников, говорит заместитель генерального директора сервиса «Работа.ру» Александр Ветерков. При этом, по его словам, средние заработные платы в России в целом увеличивались в течение года. Он связывает это со значительным усилением дефицита кадров. «Квалифицированный персонал в России становится дороже, и можно уверенно говорить, что по специалистам сопоставимых профессий и уровня грейда [должности] зарплаты выросли, а не снизились», — утверждает Ветерков. В результате, по его словам, многие компании вынуждены перестраивать процессы найма и искать специалистов с меньшим опытом, предлагая им высокую зарплату. Наем более опытных специалистов становится «финансово невыгоден», замечает он.

Схожую динамику зарплат наблюдают и в других компаниях. По имеющимся у Forbes данным исследования консалтинговой компании RosExpert за год, к 1 августа 2022 года большинство российских компаний пересмотрели постоянную часть вознаграждения руководителей, в среднем рост составил 10–15%. Это выше, чем в предыдущие несколько лет, когда зарплаты руководителей росли в среднем на 7–12%, говорит директор проектов консалтинговой компании RosExpert Ольга Попова: «В 2022 году вопрос удержания сотрудников стоял достаточно остро: компаниям необходимо было критично оценить конкурентоспособность компенсационных пакетов сотрудников, в том числе руководителей».

Руководитель консалтингового агентства HR4PR Ольга Дементьева утверждает, что в течение 2022 года в России было две волны индексации зарплат. Первая (в феврале-апреле) была связана с желанием компаний показать, что они заботятся о сотрудниках. По словам Дементьевой, тогда компании вроде «Яндекса», «Металлоинвеста», AB InBevEfes, Segezha Group и других поднимали зарплату работникам примерно на 8–10%. После объявления частичной мобилизации в сентябре произошла вторая волна повышения, говорит она: «На этот раз она была связана с желанием удержать сотрудников, в первую очередь женщин. Многие мужчины попали под мобилизацию или уехали за границу, и компаниям важно было удержать женщин от перехода в другие компании».

По подсчетам Дементьевой, суммарно за 2022 год компании проиндексировали зарплату работникам на 11%. Но повышение было неравномерным и сильно зависело от специальности. «Были случаи, когда до четырех окладов выплачивали, чтобы человек не ушел», — приводит в пример эксперт.

Рост расходов на ФОТ в 2022 году связан не только с увеличением зарплат, но и с расширением социальных пакетов, говорит Дементьева. По ее словам, у компаний было много дополнительных выплат. Среди них — расширение пакета ДМС, консультации психологов и юристов, выплаты семьям мобилизованных.

«Работа.ру» и Roistat также анализировали направления, на которые компании сократили затраты. В топе таких направлений: себестоимость производства товаров и услуг (сокращение отметили 25% компаний), маркетинг (24%), наем и адаптация сотрудников (23%). «Перераспределение бюджета — самая очевидная и оперативная реакция бизнеса на изменения внешней среды, — говорит заместитель генерального директора сервиса «Работа.ру» Александр Ветерков. — Притом что многие компании в этом году столкнулись с необходимостью расширения штата, у других, наоборот, появилась необходимость сохранить текущий штат или даже сократить его. Также у многих представителей бизнеса возникли более приоритетные направления развития, кроме того же маркетинга».

None