Главная » Компании » 20 крупнейших медицинских компаний суммарно заработали за год почти 190 млрд рублей

20 крупнейших медицинских компаний суммарно заработали за год почти 190 млрд рублей

Фото Никеричева Андрея / Агентство «Москва»
Фото Никеричева Андрея / Агентство «Москва»

Forbes составил новый рейтинг крупнейших медицинских компаний. 20 участников рейтинга суммарно заработали за год почти 190 млрд рублей — на 22,4% больше, чем годом ранее. Возглавляет список компания «Медси» с 30,1 млрд рублей выручки, на втором месте — Европейский медицинский центр (25,2 млрд рублей), замыкает тройку компаний «Мать и дитя» Марка Курцера (25,2 млрд рублей)

2021 год все компании рейтинга отработали с позитивной динамикой. Лучшие показатели роста продемонстрировала сеть медицинских клиник «Екатерининская» из Краснодара, увеличившая выручку на 63%. Год назад «Екатерининская» занимала 13-е место, в новом рейтинге она поднялась на седьмое.

На втором месте по динамике еще одна региональная компания — кировский медицинский центр «Лайт», созданный в 2004 году. Выручка «Лайта» за год составила 3,5 млрд рублей, что на 62% больше, чем годом ранее. Во многом это произошло благодаря пандемии. Принадлежащая компании Централизованная клинико-диагностическая лаборатория в 2021 году выполнила 1 млн исследований на коронавирус, заработав на этом 550 млн рублей. С 12-го на 8-е место переместилась сеть клиник «Скандинавия» и «Скандинавия АВА-ПЕТЕР», принадлежащая миллиардеру Алексею Мордашову. В рейтинге прошлого года она показала рост выручки лишь на 0,2%, в этот раз — на 38,3%.

Самая высокая стоимость первичного приема терапевта в 2021 году, как и годом ранее, была в Европейском медицинском центре — более 10 000 рублей (€167), самая низкая — в «Лайте» (920 рублей). По данным опроса, проведенного в апреле-мае 2022 года компанией «Ингосстрах» и Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации среди жителей 37 городов, россияне оценивают свои расходы на платные медицинские услуги в 4500 рублей на человека в год. Чаще всего оплачиваются анализы и исследования (65% опрошенных), стоматология (29%), консультации невролога (16%) и гинеколога (11%). Опрос показал, что более 50% россиян пользуются платными услугами в коммерческих и государственных клиниках. 

Очевидно, что в 2022 году клиентов у частной медицины поубавится. По данным сервиса сквозной аналитики Calltouch, в феврале 2022 года количество россиян, воспользовавшихся платными услугами, сократилось на 10%. В марте, в сравнении с мартом 2021 года, количество обращений в коммерческие клиники снизилось уже на 36%. В июне 2022 года сервис приема онлайн-платежей CloudPayments отметил снижение трат на платные медицинские услуги на 52%. А по данным исследовательского холдинга «Ромир», доля трат российских граждан на лекарства во втором квартале по сравнению с первым кварталом 2022 года сократилась на 22%. 

Люди стали экономить и на лечении, и на лекарствах. Но резервов по привлечению новых клиентов у платной медицины еще много. По данным опроса «Росгосстраха», всего 11% россиян регулярно наблюдаются у врача, 20% посещают медучреждения только при сильной боли, а 54% опрошенных гуглят свои симптомы и ищут в интернете способы лечения своей болезни. Авторы исследования считают, что привычка самостоятельно ставить диагноз с помощью интернета и редкое посещение медицинских учреждений россиянами может быть связано с нехваткой времени ходить в поликлинику, боязнью посещать врачей и надеждой на наш русский авось.

Что этому противопоставить? Цифровизацию. В 2020 году в России было проведено 156 000 приемов посредством телемедицины, в 2021 году этот показатель вырос до 313 000. При этом, по данным аналитического агентства SDI, среди 98 ведущих коммерческих клиник только у 58% доступна услуга онлайн-консультирования пациента, запись на прием без предварительной связи с сотрудниками есть в 54% клиник, мобильное приложение имеется у 38%. Сейчас уровень цифровой зрелости в медицине соответствует уровню банков десятилетней давности, отмечает в отчете Алексей Романов, управляющий партнер SDI. И прогнозирует, что, возможно, через пять лет для получения медицинской помощи люди перестанут физически посещать клиники, как они перестали ходить в банковские отделения.

None