Главная » Инвестиции » Кибербаг: как выход самой долгожданной игры года стал катастрофой для фанатов и инвесторов

Кибербаг: как выход самой долгожданной игры года стал катастрофой для фанатов и инвесторов

Дэвид Доукинс Forbes Contributor

Фото Alexander Sayganov / SOPA Images / LightRocket via Getty Images

Фото Alexander Sayganov / SOPA Images / LightRocket via Getty Images Компьютерная игра Cyberpunk 2077 от создателей «Ведьмака», польской студии CD Projekt, считалась главной новинкой года. На фоне ажиотажа акции ее разработчика подорожали более чем на 50%, а основатели компании стали долларовыми миллиардерами. Почему долгожданный релиз обернулся катастрофой для инвесторов и фанатов игр?

Игра Cyberpunk 2077 считалась, пожалуй, самой ожидаемой новинкой года. Ее создатели — варшавская студия CD Projekt, прославившаяся играми по мотивам романов «Ведьмак» Анджея Сапковского, — восемь лет подогревали интерес публики с помощью многочисленных маркетинговых кампаний. 10 декабря продукт наконец выпустили — и это стало полным провалом. Теперь разочарованным инвесторам и разгневанным фанатам остается лишь гадать, чем могло бы все обернуться, если бы в игре не было так много багов.

Cyberpunk 2077, реклама которой красуется на двухэтажных автобусах в Лондоне, стала первым за пять лет крупным релизом CD Projekt. Компании удалось привлечь к проекту одного из самых популярных и в то же время загадочных актеров Голливуда — Киану Ривза. Некоторые аналитики прогнозировали, что доходы от продажи игры, выпущенной в разгар нового локдауна, составят не меньше $1 млрд.

На фоне ажиотажа акции CD Projekt на Варшавской фондовой бирже с начала года и по 4 декабря подорожали более чем на 50%. В результате основатели компании Марчин Ивинский и Михал Кичиньский, покинувший компанию в 2013 году, пополнили редкие ряды долларовых миллиардеров, разбогатевших на разработке компьютерных игр. 

Однако к данному моменту стало очевидно, что релиз Cyberpunk 2077 обернулся огромным разочарованием. Прежде всего это затронуло владельцев старых консолей и людей, у которых нет мощных игровых компьютеров за $2000 или новейших моделей Playstation и Xbox, раскупленных вскоре после выхода. Это примерно 160 млн любителей компьютерных игр по всему миру, подсчитал один из аналитиков.

Те, кто попробовал новую игру, в минувшие выходные вывели в тренды Twitter хештег #cyberbug2077, отражающий их опыт. В Twitter они публикуют видеозаписи с кадрами из игры, на которых сигареты и палочки для еды парят в воздухе, а случайные персонажи падают со зданий без какой-либо на то причины. Пользователи также показывают то, как сильно по ходу игры проседает частота кадров, из-за чего движения персонажей на экране перестают быть плавными. 

По мере того как тональность обсуждений игры в сети менялась с восторженного ожидания на недовольство и разочарование, акции CD Projekt начали резко снижаться. Падение началось еще за несколько дней до официального релиза: с 5 по 11 декабря бумаги компании обвалились на 28%, а состояние основателей студии сократилось в общей сложности на $700 млн. 

Марчин Ивински
Марчин Ивински / Charley Gallay / Getty Images for E3

По данным на 11 декабря, Кичиньский, доля которого в CD Projekt не превышает 10%, перестал быть миллиардером: его состояние оценивалось менее чем  в$900 млн. Состояние Ивинского, которому принадлежит не больше 13% компании, снизилось до $1,1 млрд с почти $1,5 млрд, по данным на 4 декабря. Ни Кичиньский, ни представитель Ивинского не стали комментировать обвал котировок.

Аналитики называют серьезным просчетом со стороны CD Projekt то, что студия все же решила выпустить игру, непригодную для прохождения на более старых консолях. Хорошо, конечно, что версия Cyberpunk 2077 для ПК работает без особых проблем. Однако это не то, чего ожидали инвесторы CD Projekt. «Играть в Cyberpunk 2077 на приставке Playstation 4 или на Xbox — все равно что смотреть сериалы на Netflix, используя при этом старый модем», — описывает Кен Рамп из компании Jefferies Group. Аналитик, назвавший выход игры Cyberpunk 2077 «столкновением консолей», считает, что компания могла бы не подстраиваться под тех, кто использует новейшие приставки.

Ожидается, что в ближайшие месяцы CD Projekt по крайней мере постарается выпустить обновления, благодаря которым пользователи все же смогут поиграть в Cyberpunk 2077. Но вряд ли CD Projekt удастся кардинально исправить ситуацию, сомневается аналитик компании AllianceBernstein Матти Литтунен. «Базовые модели приставок Playstation 4 и Xbox 2013 года просто не приспособлены для подобных игр», — убежден он. Хотя Cyberpunk 2077 и пользуется успехом среди владельцев новейших консолей, инвесторы ожидали от игры «безукоризненности» во всех аспектах, а обещание не было выполнено, говорит Литтунен.

Скорее всего, худшее еще только впереди. Владельцы приставок Playstation 4 уже требуют, чтобы Sony вернула им деньги. CD Projekt ранее заявляла, что получила 8 млн предзаказов на Cyberpunk 2077. Возможно, многие из них вскоре будут отозваны недовольными пользователями. Акционерам же остается только наблюдать за развитием ситуации. При пессимистичном сценарии в течение следующих месяцев CD Projekt придется вернуть больше денег, чем студия планировала заработать.

Перевод Полины Шеноевой

https://www.forbes.ru/milliardery/416337-kiberbag-kak-vyhod-samoy-dolgozhdannoy-igry-goda-stal-katastrofoy-dlya-fanatov-i