Главная » Банки » Экономисты сочли слишком оптимистичным прогноз доходов бюджета от НДС

Экономисты сочли слишком оптимистичным прогноз доходов бюджета от НДС

Прогноз доходов российского бюджета от налога на добавленную стоимость на период 2019—2021 годов слишком оптимистичен. Об этом говорится в заключении Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) и Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».

В разделе, касающемся оценки устойчивости федерального бюджета, экономисты указывают, что одним из важных аспектов обеспечения долгосрочной бюджетной устойчивости является соблюдение бюджетного правила. При этом, по их подсчетам, потолок расходов в соответствии с действующим с 2019 года бюджетным правилом окажется ниже, чем заложенные в проекте бюджета расходы. «Отмеченное происходит в силу избыточно оптимистичной оценки поступлений по НДС. Согласно нашим оценкам, поступления НДС могут оказаться на 0,5—0,7 процентного пункта ВВП ниже (в проекте бюджета они составляют 6,5% ВВП в 2019 году и 6,7% в 2020-м и 2021-м. — Прим. ред.). Также в 2019 году, в соответствии с нашим прогнозом, поступления нефтегазовых доходов примерно на 100 млрд рублей меньше», — пишут экономисты.

«Кроме того, в результате более низких налоговых поступлений окажутся выше расходы на обслуживание государственного долга в последующие годы. Государственный долг к 2021 году, таким образом, может составить 17,7% ВВП (против 16,5% ВВП по прогнозу Минфина). В итоге реализуются условия для появления первых предпосылок эффекта «снежного кома», порождаемого самой конструкцией применяемого бюджетного правила. Всякое снижение ненефтегазовых доходов будет приводить к дополнительному наращиванию государственного долга, а следовательно, расходов на его обслуживание, что вновь вызовет рост уровня государственного долга, и так далее по нарастающей», — предупреждают эксперты Института Гайдара и РАНХиГС.

Отдельно они объясняют, почему считают «избыточно оптимистичным» прогноз доходов бюджета от НДС (это основной источник ненефтегазовых доходов), принимающий в расчет повышение ставки налога с 18% до 20%.

Так, в проекте бюджета прогнозы доходов от НДС строятся исходя из предположения о стабильно высоком уровне собираемости в 98,7%. Отчеты ФНС, действительно, демонстрируют высокий уровень соответствия между начисленным и фактически собранным НДС, однако это касается только видимой части экономики. Общий для экономики коэффициент собираемости (основанный на оценке конечного потребления показатель C-efficiency), рассчитанный для средневзвешенной ставки 17,08% (с учетом льготной), в 2017 году составил 54,4%. Эксперты уточняют, что в связи с повышением со следующего года базовой ставки средневзвешенная ставка НДС для экономики при сохранении структуры товарооборота в части льготных групп товаров составит в 2019-м 18,84%.

Если коэффициент собираемости в ближайшей перспективе не сильно изменится и будет сохраняться на уровне 2017 года, то есть 54,4%, то прогнозы в проекте бюджета относительно доходов от НДС по товарам, реализованным на территории России, для периода 2019—2021 годов оказываются завышенными на 20—24%. Прогнозы поступлений от НДС, уплачиваемого при ввозе товаров, представляются экспертам Института Гайдара и РАНХиГС реалистичными (в связи с высоким уровнем собираемости на таможне), а общие доходы от НДС — завышенными на 9—11%.

«Достижение уровней поступлений, заложенных в проекте бюджета, возможно при реализации трех следующих сценариев: 1) в случае роста собираемости (C-efficiency) до уровня 62% к 2021 году; 2) в случае роста доли конечного потребления до уровня 78% к 2021 году; 3) различные варианты одновременного роста собираемости и конечного потребления, например, рост доли конечного потребления до 73% к 2021 году с одновременным ростом C-efficiency до уровня 58%», — рассуждают экономисты.

Источник

НЕВЫЛЕТ.РФ - Онлайн сервис проверки всех долгов