Главная » Банки » «Секвойя»: доля заемщиков-«призраков» снизилась до минимума

«Секвойя»: доля заемщиков-«призраков» снизилась до минимума

Доля заемщиков, которые в анкете на получение кредита указывают неверные номера телефонов, адрес электронной почты или место проживания, за год упала на 7 процентных пунктов до 18%. Это минимальный показатель с 2014 года, когда банки пытался обмануть каждый третий клиент. С соответствующими расчетами коллекторской компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» ознакомились «Известия».

Для оценки компания использовала данные рынка, отобранные по дате создания долга. Согласно исследованию, в 2014 году доля заемщиков, указавших ложные контакты при получении кредита, достигала 30%, в 2015-м — 28%. В прошлом году неверные сведения о себе предоставила четверть клиентов. По прогнозам компании, к концу текущего года этот показатель упадет на 3 п. п. — с нынешних 18% до 15%, а в следующем году снизится до 10%.

По данным «Секвойи», чаще всего граждане неверно указывают в анкете номер мобильного телефона: так поступают 80% заемщиков-«призраков». Еще 15% клиентов предоставляют ложный домашний адрес, а 5% — несуществующий адрес электронной почты. Как правило, недостоверные сведения выявляются банками и коллекторами уже на этапе, когда допущена первая просрочка по кредиту. С этого момента и начинаются поиски должника.

Директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Борис Воронин сообщил, что к ним ежегодно поступает около 1,5 тыс. жалоб на звонки коллекторов по ошибочным контактам, это около 40% всех претензий.

«Иногда это связано с тем, что контактные данные устарели, но в 90% случаев — с сознательным предоставлением ложной информации, избавлением от сим-карты и другими способами скрыться от банка, — пояснил «Известиям» Воронин. — При этом действующее законодательство не позволяет взыскателям направить в органы власти или мобильным операторам официальный запрос для получения актуальных контактных данных должника».

Логично, что в такой ситуации отсев граждан на этапе кредитной заявки становится все более тщательным. Банки по-прежнему кредитуют зарплатных клиентов и граждан с хорошей кредитной историей. Отказ в предоставлении займа получают 70—90% клиентов «с улицы», сообщил «Известиям» гендиректор «Секвойи» Алексей Терский.

По словам начальника управления кредитных продуктов Бинбанка Вячеслава Шаламова, сегодня банки активно развивают методики проверки данных на этапе принятия решения по кредитной заявке. В частности, на мобильный телефон клиента приходит СМС с кодом для подтверждения.

Кроме того, банками проводятся и автоматические проверки адресов (например, есть ли в доме квартира с указанным в анкете номером), а некоторые организации вместо почты запрашивают адреса профилей в соцсетях, рассказал «Известиям» управляющий партнер Scoring Studio Георгий Аракелян.

Арсенал поиска должников коллекторами, которым банки передают долги в работу, постоянно расширяется. По закону о коллекторской деятельности взыскатели не могут звонить должникам чаще двух раз в неделю, а также по ночам, пытаться встретиться лично чаще одного раза в неделю. Для выявления сведений о должниках коллекторы используют соцсети, сайты по поиску работы, вкладываются в IT-системы (аналог банковского скоринга).

По словам зампреда Локо-Банка Андрея Люшина, клиенты уже начали понимать, что предоставлять банку ложные данные бессмысленно: в этом случае можно попасть в черный список и навсегда лишиться возможности взять кредит. По прогнозам эксперта, в будущем доля заемщиков-«призраков» продолжит снижаться, пока не достигнет минимума в 5—8%. Но стоит отметить, что добросовестные клиенты, у которых меняются контактные данные, по-прежнему крайне редко оповещают об этом банк. Впрочем, сразу все реквизиты меняются редко, и проблемы выхода на связь с клиентами не возникает.

По данным ЦБ, объем просрочки по розничным кредитам составляет 871 млрд рублей. С начала года этот показатель вырос на 1,8%.

Источник

НЕВЫЛЕТ.РФ - Онлайн сервис проверки всех долгов