Главная » Банки » Обман в банках: что продают клиентам под видом вкладов

Обман в банках: что продают клиентам под видом вкладов

Лидия Новикова автор новостного контента Банки.ру

Более трети (40%) продаж акций и облигаций в банках совершаются под видом вкладов, рассказывают «Известия» со ссылкой на исследование Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ), которая изучила случаи мисселинга (недобросовестных продаж) при реализации кредитными организациями финпродуктов в 12 городах.

Сейчас для мисселинга сложилась особенно благоприятная ситуация. После резкого повышения ключевой ставки банки в марте этого года начали предлагать вклады под 20% годовых, однако доходность по депозитам начала стремительно падать после решения регулятора о снижении ставки. Сейчас даже средняя обещанная доходность приближается к 7%.

«Этой весной банки по разным причинам стали активно предлагать клиентам якобы более доходные в сравнении с депозитами способы сохранения средств. В первую очередь — паи в ПИФах, а также акции и облигации. Но это существенно отличающиеся от вкладов финансовые инструменты, и выдавать одно за другое есть не что иное, как мисселинг», — говорится в работе АРФГ.

Исследование показало, что:

  • 40% продаж акций и облигаций совершались под видом вкладов. Банки забывают упомянуть, что доходность не гарантирована, соответственно, риски по такому инструменту выше.
  • У каждого сотрудника банков было обнаружено в среднем по два признака мисселинга при предложении облигаций и акций, минимум один признак — паев фондов. В крупнейших банках таких нарушений было обнаружено меньше.

Так, людям не сообщают, что договор они заключают не с банком, а с брокером, доходность не гарантирована, нет системы страхования, не говорят о наличии высокой комиссии при операциях с ценными бумагами.

«В результате клиент ожидает получить озвученную менеджером доходность по аналогии с тем, как он получает проценты по вкладу (за которыми он, собственно, и приходил, до того момента как ему предложили «интересную альтернативу»), и, мягко говоря, недоумевает, увидев на своем счету сумму меньшую, чем была изначально», — пояснено в исследовании.

Сейчас многие переводят свои средства со срочных вкладов на текущие счета, отмечал Центробанк. Это может стать искушением для банков привлечь их в «альтернативные» продукты. Представитель «Эксперт РА» предположил, что частично эти деньги отправятся на долгосрочные вклады, частично — на текущее потребление, а частично люди оставят средства на текущих счетах, откуда их проще взять.

Центробанк подтверждает некоторый рост жалоб на мисселинг. Но в регуляторе уточняют, что часто люди направляют жалобу спустя значительное время после приобретения финансового продукта, когда понимают, что были введены в заблуждение.

Для того чтобы граждане, приходя на финрынок, повышали свое благосостояние и получали доход, а не разочарование, необходимо надлежащим образом информировать их о приобретаемых ими продуктах, уверены в Банке России. За нарушение требований регулятор вправе применить к кредитной организации меры, предусмотренные законодательством.