Главная » Банки » Доходы музыкантов от краудфандинга на российских платформах выросли на 17%

Доходы музыкантов от краудфандинга на российских платформах выросли на 17%

Россияне готовы поддерживать музыкантов вне зависимости от их политических взглядов. Самыми крупными крауд-кампаниями года на платформе Planeta.ru стали сборы на альбомы и треки групп «Алиса», ДДТ и «Би-2»

Текст:Business FM

Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Доходы музыкантов от краудфандинга на российских платформах за этот год выросли на 17%, до 106 млн рублей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные InterMedia.

Согласно исследованию, россияне готовы поддерживать музыкантов вне зависимости от политических взглядов артистов. Самыми крупными крауд-кампаниями года на платформе Planeta.ru стали сборы на альбомы и треки групп «Алиса», ДДТ и «Би-2»: они собрали миллионы рублей.

Однако число успешных краудфандинговых проектов сократилось примерно на четверть. Причины связывают с переходом ряда исполнителей на зарубежные крауд-платформы, например Kickstarter и Indiegogo.

Во время пандемии краудфандинг буквально помог некоторым артистам пережить безработные месяцы. И, как отмечает InterMedia, это перспективный инструмент финансирования музыкальных проектов.

На что чаще всего артисты собирают деньги на крауд-платформах? Рассказывает солистка группы «Хадн Дадн» Варвара Краминова:

Варвара Краминова солистка группы «Хадн Дадн» «Мы собирали краудфандинг, но это было где-то три года назад, на то, чтобы напечатать виниловые пластинки. У нас не было средств для того, чтобы напечатать их самим, и мы попросили людей, но это была хитрая схема, они свои деньги переводили, но при этом они как бы выкупали пластинку автоматически. Там было, по-моему, 70 тысяч рублей, и мы сначала начали собирать, а потом нашелся человек, который взял и сказал: «Давайте я вам сразу вообще эти деньги спущу». И мы такие: «Хорошо», и потом мы просто уже продавали эти пластинки, возвращали ему эти деньги. Мне нравится схема, по которой ты вкладываешь деньги, а потом получаешь что-то, например копию альбома физическую или что-то еще, а если съемки фильма, то это какой-то подарок. Проблема в том, что, если сумма большая, нужно очень сильно заниматься пиаром, нужен специальный человек, который будет готовить поэтапно какие-то промоакции, чтобы присоединялось большее количество людей и чтобы всех заинтересовывать. И вот когда наш друг собирал на фильм, то его как раз это очень напрягало, потому что он очень много сил на это потратил. Но они собрали на фильм «Межсезонье». Я думаю, что на печать винила мы опять будем собирать краудфандингом, но в этот раз гораздо большую сумму. Очень хочется напечатать винил нового португальского альбома, который вышел две недели назад».

Лидер группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев краудфандингом не пользовался, но, по его словам, это очень полезный инструмент, особенно для молодых музыкантов:

Сергей Мазаев лидер группы «Моральный кодекс» «Я считаю, что краудфандинг — прекрасный способ помочь. Это прекрасная практика, и она не должна касаться только каких-то экстремальных ситуаций в стране. Мы, правда, еще ни разу не пользовались им, но я убежден в том, что это очень полезное, хорошее и доброе дело. Это в основном для молодых людей, конечно, для молодых групп. У нас авторские права непонятно кем и куда распределяются, кто присваивает себе эти деньги, все в густом тумане. Поэтому для молодых групп, конечно, это очень хороший выход — найти средства для производства, для записи пластинки. Пока мы справляемся, у меня есть мои друзья, спонсоры, которые помогают нам, мы особо не рвемся никуда лихо вперед, отдачи от этого бизнеса никакой нет, чисто рекламное движение. Ну и вообще просто присутствие на рынке пластинок говорит о том, что группа есть, артист жив».

Что касается офлайн-доходов музыкантов, декабрь традиционно считается хлебным месяцем, в первую очередь за счет корпоративов. Но с пандемического 2020 года наблюдается обратная тенденция. По словам некоторых артистов, год к году работы в декабре становится все меньше.

По словам продюсера фестиваля «Дикая мята» Андрея Клюкина, в этом году крупных корпоративов очень мало, а вот за концерты идет настоящая KPI-война:

Андрей Клюкин продюсер фестиваля «Дикая мята» «Состояние рынка показывает, что количество корпоративов снизилось, потому что, как я полагаю, большинство понимает, что сейчас деньги тратить на богатые корпоративы невозможно. Сказать, что их совсем нет, тоже нельзя, то есть они есть, но я бы оценил падение на две трети. Концерты идут. Кто выступает и кто собирает эти концерты? Это уже другие люди, чем год назад. Сейчас появилось большое количество менеджеров, для которых работа в текущем процессе — это абсолютный рынок, которым надо пользоваться. Переговоры сейчас идут вообще все в области конверсий, KPI, CTR и так далее».

По оценке участников рынка, на фоне отмены туров иностранных артистов объемы продаж билетов на концерты в России упали более чем вдвое по сравнению с допандемийным 2019 годом. Что касается российских артистов, до 30% из них уехали из страны или совсем перестали здесь выступать.

None