Главная » Банки » «Дефицит рублей» и «спецсчет». ЦБ рассказал о любимых схемах мошенников

«Дефицит рублей» и «спецсчет». ЦБ рассказал о любимых схемах мошенников

Автор Лидия Новикова выпускающий редактор ленты новостей Банки.ру

Источник Banki.ru

Банк России начал публиковать наиболее распространенные схемы, которые используют кибермошенники для кражи денег у граждан. Специальный раздел появился на официальном сайте Центробанка.

«Мы открываем этот раздел для того, чтобы своевременно рассказывать людям о новых сценариях, которые придумывают злоумышленники. Чтобы методы убеждения, которые они используют, разбивались о знания. Предупрежден — значит вооружен», — отметил директор Департамента информационной безопасности Вадим Уваров.

Для получения личных и финансовых данных, перевода денег или оформления кредита мошенники оказывают на человека психологическое воздействие, предупредили в Банке России. Для этого гражданам звонят, меняя телефонные номера, отправляют электронные письма и сообщения со ссылкой на фишинговые сайты финансовых организаций, компаний и маркетплейсов.

«Злоумышленники всячески пытаются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Для этого они могут запугивать, торопить и оказывать давление или, напротив, стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой», — говорят в Центробанке.

На сайте опубликованы общие рекомендации для противодействия мошенникам:

  • Не сообщать никому паспортные данные и финансовые сведения.
  • Не отвечать на звонки с сомнительными предложениями.
  • Не совершать действий по счету по чьей-то просьбе.
  • Установить антивирус на все устройства.
  • Пользоваться только проверенными сайтами.

К типичным мошенническим схемам Банк России относит:

  • Предложение проверить данные счета на предмет утечки. Злоумышленники предлагают гражданам проверить, не попали ли данные счета или карты в руки третьих лиц.
  • Сообщение о дефиците наличных рублей и валюты. Злоумышленники используют актуальную повестку для хищения средств у граждан. Например, якобы сотрудники банка звонят и сообщают о дефиците как наличных рублей, так и валюты.
  • Предложение перевести деньги на «специальный счет Центрального банка». Злоумышленники часто звонят человеку с сообщением о том, что неизвестные лица пытаются похитить деньги с его счета и для сохранности средства нужно перевести на «специальный» («безопасный») счет в Центробанке.
  • Оформление кредита. Человеку звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй и утверждает, что на него или его близких родственников мошенники пытаются оформить кредит. Через короткое время ему снова звонят и уже могут представляться сотрудниками службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России с подтверждением, что кредит якобы есть и нужно оформить «встречный».

Если человек уже стал жертвой мошенников, Центробанк советует:

  • Немедленно заблокировать карту через мобильное приложение или сайт банка.
  • Написать заявление о несогласии с операцией в течение суток после получения сообщения о списании средств.
  • Обратиться с с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции.

Также Банк России напомнил, что если человек самостоятельно перевел деньги мошенникам или предоставил им банковские данные, то банк не обязан возвращать похищенную сумму.