Главная » Банки » Банки считают непосильным для них контроль за переводами из-за границы и для НКО

Банки считают непосильным для них контроль за переводами из-за границы и для НКО

Сергей Мингазов Forbes Staff

Крупнейшие банковские объединения России заявили о своем несогласии с поправками в основной «антиотмывочного» закон, которые обяжут банки контролировать переводы в пользу физических лиц и «политических» НКО из-за границы и докладывать о них Росфинмониторингу. Ведомство поддержало поправки

Национальный совет финансового рынка (НСФР) и Ассоциация банков России (АБР) заявили о своем несогласии с поправками ко второму чтению в законопроект о противодействии нежелательным организациям в стране. Поправки в «антиотмывочный» закон появились в законопроекте к второму чтению, а третье, окончательное чтение по ним пройдет в Госдуме 9 июня, пишет РБК со ссылкой на письма одному из авторов инициативы председателю комитета Госдумы по безопасности Василию Пискареву.

Их отправку подтвердили заместитель руководителя НСФР Александр Наумов и вице-президент АБР Алексей Войлуков. Участники рынка «концептуально не поддерживают» поправки, которые касаются основного «антиотмывочного» закона и предписывают банкам вести обязательный контроль за переводами в пользу физлиц и НКО из неназванных в законе стран. Александр Наумов отметил, что в связи с этими поправками банки прогнозируют рост затрат на контроль в десятки и даже в сотни раз. «Срок вступления поправок в силу — 1 октября этого года — нереалистичен», — сказал Наумов. Он отметило, что поправки внесли, «не проконсультировавшись с основными участниками рынка, некорректно». Представитель Росфинмониторинга сообщил изданию, что служба поддерживает поправки в «антиотмывочный» закон, поскольку они «соответствуют имеющимся рискам». Вопросы практической реализации норм, по его словам, будут обсуждаться с банками после принятия законопроекта, но до их вступления в силу. «Если наши предложения не учтут, будем думать, как можно повлиять на ситуацию, насколько Совет Федерации может заступиться и более трезво выступить», — сказал Войлуков. Наумов допустил, что банки начнут обращаться в ЦБ с просьбой временно не наказывать за допущенные нарушения новых норм.

Госдума 9 июня намерена принять законопроект, который ускорит процедуры признания иностранных НКО нежелательными, если они оказывали посреднические услуги другим таким организациям, и установит запрет на участие в работе таких организаций за пределами страны. Первоначальный проект поправок был внесен в парламент группой депутатов во главе с Пискаревым 4 мая. Ко второму чтению инициативу дополнили поправками в закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. В частности, Росфинмониторинг получит право отслеживать все переводы НКО, а также любые денежные переводы россиянам и юрлицам из-за границы вне зависимости от их суммы, а контролировать такие транзакции придется банкам. Поправки внесены Пискаревым в комитет по безопасности, 3 июня комитет рекомендовал их для принятия Госдумой. 8 июня Госдума приняла законопроект во втором чтении, третье, заключительное чтение намечено на 9 июня.

В письме НСФР перечислены аргументы против текущей редакции законопроекта. Почти все они сводятся к тому, что новые правила контроля потребуют от банков «значительных финансовых расходов» и отслеживания всех операций из-за рубежа практически в ручном режиме, а выделение «политических» НКО из общей массы некоммерческих структур вроде детских садов или садоводческих товариществ затруднит работу автоматизированных комплаенс-систем банков. Но больше всего банки беспокоит появление нового типа операций, по которым придется докладывать в Росфинмониторинг — платежей физическим и юридическим лицам на любую сумму из-за границы по закрытому перечню стран. «Например, человек заплатил за товар в интернет-магазине, потом от него отказался и вернул деньги — это попадет под контроль», — сказал Наумов.

В письме АБР отмечается, что только по одному новому коду количество сообщений в Росфинмониторинг увеличится в два-три раза. Банкам придется увеличить численность комплаенс-менеджеров как минимум на 50%, отмечают представители крупнейших банков. «Мы предложили исключить платежи с использованием платежных карт (p2p-переводы), поскольку такие переводы не дают банку достаточно информации, чтобы что-то выявить. Больше информации банк может получить только в платежном поручении от клиента, карточные переводы этого не позволяют. В противном случае банки будут вынуждены требовать от клиентов больше информации и пояснений по переводам из-за рубежа», — сказал Войлуков. АБР предложила сдвинуть сроки введения новых требований на 180 дней с момента вступления закона в силу, а НСФР —  перенести их на 1 июля 2022 года.