Главная » АВТО » «Яндекс.Такси» и «Ситимобил» договариваются о поставках «Москвичей» для таксопарков

«Яндекс.Такси» и «Ситимобил» договариваются о поставках «Москвичей» для таксопарков

Фото Антона Новодережкина / ТАСС
Фото Антона Новодережкина / ТАСС

Агрегаторы «Яндекс.Такси» и «Ситимобил» ведут переговоры с автозаводом «Москвич» о поставке машин для таксопарков. «Ситимобил» уже договорился о поставке 2000 машин, «Яндекс.Такси» также рассчитывает получить транспортные средства, когда завод сможет их предоставить. При этом опрошенные Forbes эксперты усомнились, что отечественные машины смогут закрыть необходимость в обновлении таксопарков из-за соотношения цены и характеристик

«Яндекс.Такси» и «Ситимобил» ведут переговоры с российским автомобильным концерном «Москвич» о поставке машин для таксопарков. Об этом Forbes сообщил источник, близкий к «Москвичу», эту информацию изданию подтвердили представители агрегаторов. Представитель «Москвича» заявил Forbes, что автозавод ведет переговоры со всеми агрегаторами такси и операторами каршеринга. Он подчеркнул, что конкретные договоренности пока не достигнуты, но в компании рассчитывают, что они будут завершены в ближайшее время.

«Ситимобил» уже предварительно договорился с «Москвичом» о поставке 2000 автомобилей в 2023 году, сообщила Forbes PR-директор группы компаний People & People (в структуру входят «Ситимобил», «Грузовичкоф», «Таксовичкоф») Екатерина Зубенина. Она уточнила, что пока речь идет только о поставках бензиновых «Москвичей». Часть машин «Ситимобил» планирует приобрести для входящей в структуру агрегатора лизинговой компании «Ситипарк», которая предоставляет машины таксопаркам, еще часть — для партнерских лизингодателей, объяснила представитель компании. Агрегатор также обсуждает поставки в таксопарки электромобилей, но от других компаний — например, Evolute (под этим брендом в России производятся локализованные модели китайских производителей), добавила собеседница Forbes.

«Яндекс.Такси» ведет переговоры со всеми открытыми к диалогу автопроизводителями, «чтобы помочь обеспечить отрасль максимально возможным сейчас количеством автомобилей», рассказал  Forbes представитель компании. Он подчеркнул, что компания готова рассматривать «Москвич» как источник поставок новых автомобилей для таксопарков, когда завод будет готов их предложить. «Потенциально мы рассматриваем и автомобили с двигателем внутреннего сгорания, и электромобили», — добавил он. Представитель такси «Максим» Павел Стенников заявил, что компания не ведет переговоры с производителями «даже ради пиара», поскольку сервис не имеет своего автопарка.

Сервисы заказа такси способны спрогнозировать потенциальный спрос таксопарков на новые автомобили и понимают, что небольшим таксопаркам или частным перевозчикам крайне сложно будет приобрести машины в текущих экономических реалиях, подчеркнула глава общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. Если сервисам удастся заключить соглашения с автопроизводителями, то таксопарки получат возможность приобрести транспортные средства на специальных условиях — таким образом, удастся избежать ситуации, когда перевозчики будут до последнего стараться эксплуатировать автомобили такси, объяснила она.

В июле 2022 года «Яндекс» попросил «Автоваз» о поставках автомобилей для лизинговых компаний, с которыми работает агрегатор. Тогда директор по развитию бизнеса «Яндекса» Иван Запольский в письме президенту «Автоваза» Максиму Соколову рассказал, что компания ищет поставщиков автомобилей для ключевых сервисов и деловых партнеров в связи с тем, что таксопарки столкнулись со значительным дефицитом автомобилей и запчастей. По его словам, для обновления автопарка компании ежегодно нужно более 50 000 автомобилей. Вскоре после этого Максим Соколов подтвердил факт переговоров, отметив, что агрегатор запросил у концерна 50 000 автомобилей Lada Vesta.

Помимо «Автоваза», «Яндекс.Такси» ведет переговоры с китайскими производителями автомобилей BAIC Group и Chery, рассказывал Forbes источник, знакомый с деталями переговоров. По его словам, агрегатор предлагает производителям наладить поставки автомобилей лизинговым компаниям под гарантии их использования в таксопарках, сама компания выступает в этом процессе посредником. Таким образом «Яндекс» гарантирует производителям спрос на большие партии машин, а таксопаркам — наличие транспортных средств у лизинговых компаний для обновления парка, заключил он.

Дефицит автомобилей в таксопарках появился еще во время пандемии коронавируса, однако эта проблема усугубилась в 2022 году после ухода иностранных производителей машин из-за антироссийских санкций, рассказывал собеседник Forbes. На рынке новых машин практически нет, а за те, что остались, идет активная борьба, отметил он. 

Сейчас производство на территории России популярных в такси автомобилей, таких как Kia Ceed, Skoda Octavia, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, остановлено, рассказала Ирина Зарипова. К концу года у дилеров остались лишь единичные экземпляры, стоимость которых существенно повысилась, отметила она. «Рынок новых автомобилей для такси критически сузился. В ближайшие годы обновление автопарков такси замедлится и напрямую будет зависеть от объема производства отечественных автомобилей и поддержки государства в виде субсидирования автокредитования и автолизинга», — рассуждает Зарипова.

На данный момент ситуация относительно стабильна и существенного дефицита услуг такси не наблюдается, рассказала исполнительный директор Национального совета такси Наталия Лозинская. Однако на автомобильном рынке все еще мало стабильных доступных поставщиков с понятными условиями, поэтому нехватка автомобилей для такси сохраняется и перебои в поставках все еще возникают, объяснила она. При этом, по мнению Лозинской, отечественные концерны вряд ли смогут быстро закрыть потребности агрегаторов в обновлении таксопарков, потому что их машины в этой нише не очень конкурентоспособны: «Вопрос не столько в количестве автомобилей, сколько в отношении класса автомобиля, прочности, надежности к его стоимости».

Обычно в такси используются машины класса седан, реже — универсалы, а кроссоверов (первая представленная модель «Москвич-3» относится к этому классу) совсем мало по экономическим причинам, отметил Стенников. Из-за высокой массы и мощности у таких автомобилей выше налоги и потребление топлива, а также ускоренная амортизация, объяснил он.

После февраля французский концерн Renault приостановил производство в России. В мае стало известно, что его российские активы перейдут в собственность государства, они достались правительству Москвы. «Бывший владелец не оставил на заводе ни технологий, ни конструкторской документации, ни комплектующих, которые должны обеспечивать производство», — указано в сообщении на сайте столичной мэрии. Денис Мантуров заявлял, что передача активов автопроизводителя государству будет оформлена как «сделка за рубль» с правом на обратный выкуп.

На основе завода Renault московские власти открыли производство автомобилей «Москвич», технологическим партнером проекта выступила компания «Камаз». В августе 2022 года столичная мэрия и автоконцерн договорились инвестировать 5 млрд рублей в производство машин на автозаводе «Москвич». По их планам, к 2024 году завод должен выйти на производство 100 000 автомобилей в год, в том числе 20 000 электромобилей.

Серийную сборку первой модели «Москвич-3» запустили в ноябре 2022 года. Предполагается, что в продажу отечественный кроссовер поступит уже в декабре 2022 года. Во время торжественного запуска производства зампред правительства, глава Минпромторга Денис Манутров заявил, что уже в этом году завод сможет произвести 600 автомобилей, из которых 200 будут электрическими.

Пока завод будет заниматься крупноузловой сборкой машин (в том числе из иностранных комплектующих), но через несколько лет на нем планируют выпускать автомобили на собственной платформе, отметил во время запуска производства мэр Москвы Сергей Собянин. Сделать производство полностью технологически независимым планируется к 2027 году, добавил Мантуров.

Ранее в ноябре в базе Росстандарта появились сведения о новых транспортных средствах автозавода: бензиновом кроссовере «Москвич-3» и электромобиле «Москвич-3е». Оба автомобиля представляют собой вариант китайского JAC JS4, писали «Известия». Внешне «Москвич» также соответствует автомобилю китайской марки.

None