Главная » АВТО » Удар током: почему Москва не готова к высокому спросу на экологичные автомобили

Удар током: почему Москва не готова к высокому спросу на экологичные автомобили

Станция зарядки электромобилей в центре Москвы (Фото Getty Images)

Многие крупные автомобильные бренды объявили, что в течение ближайших 10 лет планируют отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Это значит, что к 2030 году спрос на электромобили вырастет в сотни раз. При этом ни в Москве, ни в других городах мира нет развитой инфраструктуры, которая позволит быстро и без проблем зарядить экологичный автомобиль

Rolls-Royce, Volvo, Bentley, Audi, BMW, Mercedes-Benz и многие другие автомобильные компании за последние несколько лет сделали публичные заявления о том, что в течение ближайших 10 лет они полностью или в существенном объеме перейдут с двигателей внутреннего сгорания на электрические установки, чтобы сделать свои новинки более экологичными и безопасными. 

Пока автомобилисты спорят о том, можно ли получать удовольствие от управления машиной, оснащенной электрической тягой, городские администрации и инженеры ломают голову над другой проблемой — как подготовить мегаполисы к тому, что в ближайшем будущем десятки тысяч человек будут ежедневно подключать свои автомобили к сети, чтобы напитать батареи.

США

Джордан Рамер — генеральный директор компании EV Connect, которая с 2009 года занимается разработкой станций для подзарядки электрических автомобилей, — убежден, что правительство каждого большого города сегодня, составляя стратегию развития населенного пункта, должно в первую очередь думать о том, как создать достаточное количество экологичных заправок для жителей. В статье для американского Forbes он объясняет, что подобная инфраструктура должна быть полностью продумана сейчас, а не в призрачном будущем, когда электрическими автомобилями действительно начнут пользоваться все. И главная проблема создания станций для подзарядки экологичных машин в частности и развития городской среды в целом заключается в том, что в у представителей власти, по мнению Рамера, нет необходимых знаний в области инженерии и технологий. Поэтому они не могут осознать всю сложность и важность этой задачи.

Рамер также отмечает, что зачастую правительство, разрабатывая план развития города, опирается на опыт расширения сетей обычных топливных заправок и не учитывает, что в отличие от обычной АЗС, где можно купить бензин или газ, экологичные станции можно расположить где угодно. Электрические заправки никак не мешают местным жителям, не вредят экологии и не требуют особых мер обеспечения безопасности. 

Транспортные средства Tesla Inc. заряжаются на зарядной станции в Сан-Матео, Калифорния, США (Фото David Paul Morris/Bloomberg via Getty Images)

«В рамках подготовки к повсеместному внедрению зарядных станций для электромобилей градостроители должны найти партнеров или нанять сотрудников с многолетним опытом работы в этой сфере, а также внимательно ознакомиться с тем, какие есть привычки и запросы у водителей в конкретном регионе. Им также стоит делать выбор в пользу сервисов и технологий, проверенных и подтвержденных различными тестированиями», — объясняет Рамер. Правительство должно объединяться вместе с производителям основных комплектующих для электрических зарядных станций, сотрудничать с основными креативными, экономическими, культурными и социальными кластерами в городе и быть на связи с крупными автомобильными брендами, чтобы правильно разрабатывать новую структуру. 

В США рынок электромобилей развивается гораздо активнее, чем в России, уже несколько лет, тем не менее Америка тоже переживают большой кризис зарядных станций. Например, в 2017 году Шана Бонстин, заместитель директора по планированию городской среды в Лос-Анджелесе, купила свой первый экологичный автомобиль — Volkswagen eGolf. Она была уверена, что не столкнется ни с какими трудностями в процессе пользования машиной, потому что была в курсе многочисленных инициатив города и частных компаний по введению в эксплуатацию электрических зарядных станций.

Буквально через пару дней Бонстин поняла, что рассказы о том, как развиваются экологичные АЗС, совсем не соответствуют реальности. Станции в городе действительно открывались, но количество зарядок не соответствовало количеству электрических автомобилей. Например, около ее офиса специальный пункт был, но спрос на подключение к сети был настолько высоким, что сотрудники создали электронную очередь в таблице Excel. При этом в 2017 году в Америке за год купили 199 826 электрических автомобилей — это 1,16% от общего числа проданных машин за год в стране. 

Институт Edison Electric предполагает, что американцам потребуется около 9,5 млн зарядных станций к 2030 году, тогда как в стране на данный момент работает всего лишь 100 000 пунктов питания электромобилей. Это цифра без учета частных и корпоративных станций, которые крайне сложно посчитать.

Почему темпы развития инфраструктуры в Москве слишком медленные 

Объем рынка новых электромобилей в России пока сложно сравнивать с американским даже четырехлетней давности. Например, за пять месяцев (январь–май) 2021 года россияне купили 650 экологичных машин. Цифра — очень скромная, но при этом демонстрирующая невероятный рост популярности электрических автомобилей. За аналогичный период в 2020 году в России купили в семь раз меньше машин. Эксперты ожидают, что что с каждым годом спрос на экологичные автомобили будет расти. 

Если электромобили с каждым годом покупают в семь раз чаще, то количество зарядных станцией растет всего лишь в два-три раза, что свидетельствует о наличии проблемы.

Официальный сайт мэра Москвы Сергея Собянина сообщает, что в столице уже запущен специальный проект «Энергия Москвы», который рассказывает о том, как развивается инфраструктура для электромобилей. В рамках этой инициативы в 2020 году в городе заработали 200 зарядных станций. Мэрия планирует к 2023 году развить московскую сеть до 600 экологичных АЗС. То есть пока в столице ежегодно будет появляться около 200 новых станций, в стране будут покупать не менее 1500 электромобилей. И можно предположить, что большая часть таких машин приходится именно на Москву. При этом аналитическое агентство «Автостат» отмечает, что разговоры об увеличении числа экологичных АЗС еще сильнее стимулируют спрос на электрические автомобили. 

В Москве заработали 200 зарядных станций (Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images)

Мэрия объясняет, что инфраструктура в Москве развивается так медленно, потому что, в отличие от европейских городов, в столице не просто ставят электрические станции, но и реконструируют улицы, прокладывая мощные кабельные сети. На данный момент все экологичные АЗС находятся в пределах третьего транспортного кольца, поэтому завершать аренду в отдаленных от центра спальных районов мэрия не рекомендует. Тем не менее к 2023 году сеть расширится. Но важно учитывать, что 400 новых станций для города, в котором проживает не менее 15 млн человек, — это иголка в стоге сена. 

Для сравнения: Сан-Хосе в Калифорнии и Денвер в Колорадо считаются лидерами по развитию инфраструктуры для электрических автомобилей в США. В Сан-Хосе проживает около 1 млн человек, которые могут воспользоваться 954 станциями для зарядки своего электромобиля (37 точек работают бесплатно). Население Денвера составляет около 750 000 жителей, при этом для них доступны 1282 экологичных АЗС. Москва, в которой проживает в 15 раз больше граждан, имеет лишь около 300 станций на данный момент. Разумеется, некоторые жители Москвы могут заряжать автомобили на подземном паркинге в доме или в офисе, но подсчитать количество таких пунктов питания достаточно сложно. Как правило, только парковки в новых и элитных домах оборудованы специальными розетками, выдающими 380 вольт, необходимые для питания автомобиля. И если домашние зарядные станции решат проблемы потребителей премиального сегмента, то для широких слоев населения поиск АЗС останется проблемой. При этом лидером рынка среди электромобилей в России является бюджетный для этой категории Nissan Leaf — 74% от общего объема продаж экологичных машин в России приходится именно на эту модель.

https://www.forbes.ru/forbeslife/446233-udar-tokom-pocemu-moskva-ne-gotova-k-vysokomu-sprosu-na-ekologicnye-avtomobili