Главная » АВТО » По полису ОСАГО перестали ремонтировать машины

По полису ОСАГО перестали ремонтировать машины

Объем компенсаций в виде ремонта по ОСАГО за год упал почти до нуля, сообщили в Российском союзе автостраховщиков. Из-за дефицита запчастей и роста их стоимости страховщики предпочитают возмещать ущерб деньгами. Чтобы исправить ситуацию, предлагаются новые реформы ОСАГО

Текст:Евгений Перельчук

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

В январе — феврале прошлого года страховые компании возмещали ущерб по ОСАГО ремонтом в 10% случаев, сейчас везде возмещают деньгами, посчитали в Российском союзе автостраховщиков. Запчастей дефицит, цены большие, ремонт невыгоден. Опрошенные автостраховщики говорили разное: у одних та же картина, у других особых изменений нет. Впрочем, участники рынка намекают, что прежние условия ОСАГО терпеть дальше нельзя.

Вариантов, что можно сделать, масса. Сервисы не успевают провести ремонт за положенные 30 дней? Значит, увеличить срок вдвое. Нет деталей? Дайте использовать б/у запчасти, если это не повлияет на безопасность. А вот что считает глава совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский:

Глеб Виленский глава совета директоров группы содействия «Дельта» «По нашему портфелю ОСАГО картина выглядит не так. По моей оценке, от 15% до 20% страховых случаев, которые проходят через наши руки, в результате урегулируются ремонтом. Я не сторонник того, чтобы все время менять этот вид страхования. Это не очень видно со стороны, но регулирование ОСАГО меняется по 20 раз в год, и жить в таком режиме постоянных изменений страховщикам очень сложно. О чем можно думать, так это об увеличении лимита выплат. По мере того как цены растут, мы понимаем, что все более и более актуальным становится увеличение порога. Но как только мы увеличим лимит выплат, автоматически вырастет и цена страховки. За полис заплатят дороже все владельцы автомобилей, а страховое возмещение получат в год 5% или 6% клиентов».

Об увеличении лимита выплат по ОСАГО говорят все чаще. Сейчас лимит за повреждение автомобиля — 400 тысяч рублей, за причинение вреда здоровью — 500 тысяч рублей. Оба надо увеличить до 1 млн рублей, тогда будут не так страшны ДТП с дорогими автомобилями. И размер выплаты будет больше отвечать реальным расценкам на запчасти.

Страховые компании можно понять: они предпочитают возмещение деньгами не от хорошей жизни. В странной ситуации владельцы СТО: ремонтировать им предлагается б/у запчастями, а где их взять? На складе они не валяются, значит, через «Авито» или авторазборки. Однако там везде наличный расчет, а страховая не платит наличными деньгами. Тем более нет гарантии на деталь. Приходится выкручиваться, говорит владелец сети СТО Finist Евгений Золотарев:

Евгений Золотарев владелец сети СТО Finist «Так и происходит: разборки, «Авито», все по-старому. Ремонт б/у деталями сейчас можно выполнить, если клиент согласен на этот ремонт. И, соответственно, подписывает с нами соглашение о таком ремонте. Тот, кто хочет починить машину, сделает это в любом случае. На поставку запчастей цена выросла, в параллельном импорте они тоже недешевые, сроки увеличены намного. Может доходить и до четырех-пяти месяцев».

Понять можно и простых водителей: с каждым годом мы платим за полис ОСАГО все больше, а получаем услуги все ниже качеством. А что делать? Можно получить от страховой деньги, на которые ничего не купить, несмотря на заявления РСА, что они актуализируют справочники цен на запчасти. Либо обратиться в страховую, она передаст жалобу финансовому уполномоченному, но это ничем не закончится, придется судиться. Вот такая перспектива. На данный момент красивого решения, которое устроит всех, нет. Но можно начать с того, чтобы убрать из расчетов ОСАГО амортизацию, или, по-простому, износ. Это давняя проблема, за счет которой страховщики неплохо экономили, говорит главред журнала «За рулем» Максим Кадаков:

Максим Кадаков главред журнала «За рулем» «Страховые компании ведут себя, мягко говоря, не очень красиво. Им, чтобы не возиться с клиентом, не заниматься вот этим «любовным треугольником» СТО — страховая компания — автовладелец, конечно, проще сделать так, чтобы клиент забрал возмещение деньгами. Я считаю, что нужно постепенно вообще отказываться от такой вещи, как учет амортизации транспорта. Пусть полис стоит чуть дороже, но, во всяком случае, мы тогда в денежном выражении будем получать больше компенсаций, и, возможно, нам этих денег будет если не хватать полностью на ремонт, то хотя бы на большую часть работ. Других вариантов в ближайшее время, во всяком случае в перспективе года-двух, я не вижу, потому что поставки запчастей будут идти по-прежнему случайным характером. И мы не знаем, что будет завтра».

Редакция Business FM давно следит за параллельным импортом автозапчастей, и в конце прошлого года дело даже сдвинулось: многие детали после долгой паузы появились, а кое-что даже подешевело, правда, по отношению к пиковым ценам. Так что у водителей пока есть два варианта: использовать выплату по ОСАГО как частичное покрытие и доплачивать за ремонт из своего кармана либо договариваться с автосервисом напрямую, как практиковалось раньше: не менять условное крыло, как того требует производитель, а только отремонтировать.

В Центробанке снова не поддержали предложения автостраховщиков. По мнению регулятора, использование б/у запчастей может привести к ухудшению ситуации с безопасностью на дорогах, а увеличение сроков ремонта — к тому, что люди долгое время не смогут получить свой автомобиль.

None