Главная » АВТО » Автопроизводителям разрешили продавать машины без системы ЭРА-ГЛОНАСС

Автопроизводителям разрешили продавать машины без системы ЭРА-ГЛОНАСС

Сергей Мингазов Forbes Staff

Автомобили, произведенные на территории ЕАЭС, до конца года можно будет не оснащать система экстренного реагирования при авариях. Такое решение принято из-за дефицита полупроводников. Позже автозаводам придется доустановать оборудование ЭРА-ГЛОНАСС на машины, но проконтролировать это будет сложно, считают эксперты

Автозаводы смогут до конца 2021 года не устанавливать на автомобили в России и других странах ЕАЭС систему экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС). У производителей такого оборудования возник дефицит комплектующих. После решения проблем с поставками автозаводы обяжут доустановить систему, но эксперты предупреждают, что проконтролировать это будет сложно, пишет «Коммерсантъ».

По словам заместителя директора департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Вигена Енокяна, коллегия ЕЭК 17 августа приняла решение позволить не оснащать системой ЭРА-ГЛОНАСС все автомобили (за исключением машин для перевозки опасных грузов и специально предназначенных для детей), которые изготовлены на территории ЕАЭС. Решение вступает в силу через 30 дней после принятия и вызвано дефицитом полупроводников, который привел к нехватке компонентов для производства систем, объяснил Енокян. В Минпромторге подтвердили информацию, подчеркнув, что нельзя допустить остановку автозаводов и дефицит российских автомобилей в дилерских сетях.

Собеседники газеты на авторынке рассказали, что срок заказов некоторых чипов для систем управления автомобилем сейчас составляет около 60 недель, без гарантии поставки. АвтоВАЗ, например, в последние несколько месяцев не раз сообщал о приостановке конвейеров из-за дефицита ABS от Bosсh. Кроме того, полупроводники значительно подорожали, отмечают источники. С 2017 года все новые машины, ввозимые в Россию или продаваемые в стране, должны быть оборудованы модулями ЭРА-ГЛОНАСС. С них автоматически сообщается о дорожно-транспортных происшествиях и передаются точные координаты автомобиля.

Серьезные проблемы с поставками оборудования ЭРА-ГЛОНАСС возникли, по словам источников, только в августе. По данным одного из собеседников, Минпромторгу об этом сообщили в НПП ИТЭЛМА. Это предприятие — крупнейший поставщик систем экстренного реагирования, работает с АвтоВАЗом, КамАЗом, ГАЗом, «Соллерс» и рядом других. Другой источник газеты сообщил, что компания сначала «довела до клиентов информацию о рисках недопоставок в августе—октябре», после чего автопроизводители подняли вопрос в Минпромторге. Его чиновники и вели консультации с поставщиком.

«С августа риски разрыва поставок увеличились в связи с тем, что ряд ключевых глобальных производителей электронных микросхем заявил о своей невозможности в необходимом количестве поставлять заказанные комплектующие», — рассказал гендиректор НПП ИТЭЛМА Евгений Горелик. В «Соллерс Авто» (выпускает УАЗ и Ford Transit) подтвердили, что обращались за помощью в решении проблемы в Минпромторг: «В условиях оживленного спроса на российском рынке нельзя ставить под угрозу отгрузки автомобилей с автозаводов».В то же время производители ЭРА-ГЛОНАСС не заинтересованы в послаблениях со стороны ЕЭК, поскольку могут потерять даже те продажи, что остались в условиях дефицита комплектующих.

Енокян из ЕЭК сообщил, что машины должны быть дооснащены ЭРА-ГЛОНАСС до 30 июня 2022 года. Производителей обязали при продаже информировать потребителя о такой необходимости. В Минпромторге уточнили, что дооснащение будет проходить по согласованным с Росстандартом отзывным программам за счет автопроизводителей. Последние не спорят с таким условием. В «Соллерс Авто» подтвердили, что процедуры отзывных кампаний и доукомплектации машин существуют и реализовать их не будет проблемой.

Сергей Удалов из «Автостата» отметил, что стоимость отзывной кампании оценивается объемом работ по установке блока ЭРА-ГЛОНАСС. «В столице услуга по установке ЭРА-ГЛОНАСС стоит 2000-3000 рублей для машин массового сегмента и 4000-5000 рублей — для премиальных автомобилей,— сказал глава Fresh Auto Денис Мигаль.— Это цифры без учета расходов на само оборудование — 22 000-25 000 рублей, программирование и официальную регистрацию в единой системе — по 1000 рублей». По его словам, примерное время оснащения легкового автомобиля системой ЭРА-ГЛОНАСС составляет один-два часа.

Евгений Горелик отметил, что обязанность доустановить блоки «имеет ключевое значение». Источники газеты в иностранных автоконцернах опасаются риска дополнительной ответственности, если машина без системы экстренного реагирования попадет в аварию. В Минпромторге заверили, что будут контролировать выпуск в обращение транспортных средств, не оснащенных ЭРА-ГЛОНАСС, и их последующее дооснащение, в том числе через электронные паспорта транспортных средств. Собеседник газеты в другом концерне допустил, что дооснастить машины 100% клиентов не получится, а проконтролировать будет сложно, поскольку на улицах до сих пор много машин без ЭРА-ГЛОНАСС.

https://www.forbes.ru/newsroom/tehnologii/438027-avtoproizvoditelyam-razreshili-prodavat-mashiny-bez-sistemy-era-glonass