в это время
Главная » Аналитика » Свобода и стимулы: как восстановить российский фондовый рынок

Свобода и стимулы: как восстановить российский фондовый рынок

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images

В условиях санкционного давления российский рынок столкнулся с большим количеством вызовов. Многократно возросли риски, снизилось доверие к регулятору, эмитентам, инфраструктуре. Поэтому, считает инвестбанкир и президент Столыпинского клуба Евгений Коган, все ранее актуальные стратегии развития фондового рынка нуждаются в немедленном пересмотре. Перед регулятором должна стоять одна задача: как можно скорее восстановить доверие агентов, чтобы инвесторы могли спокойно сберегать свои деньги, а компании — привлекать капитал

Какие шаги можно сделать на пути к восстановлению фондового рынка?

Игра по правилам

Во-первых, рациональнее начать с возврата доверия инвесторов. И тут нужны реальные меры, обеспечивающие предсказуемость всех процессов, связанных с инвестициями:

  • Стабильно работающая инфраструктура. Восстановить ее бесперебойную и качественную работу — это первостепенный шаг, который нужно сделать для того, чтобы фондовый рынок функционировал в штатном режиме. Речь идет о согласованной работе депозитариев, бирж, брокеров, где в итоге правая рука знает, что делает левая нога. Особенно это важно на фоне блокировок иностранных акций, сложностей с хранением валют недружественных стран и массы других неприятных ограничений. Сейчас инвесторы, увы, не предполагают, какие операции на российском фондовом рынке будут допустимы, а какие — нет. Без инфраструктуры все далее перечисленные шаги не имеют смысла. 
  • Реальная, а не вербальная защита прав инвесторов. В последние месяцы мы наблюдали, как держатели акций оказывались ни с чем из-за несостоятельности компаний по совершенно разным причинам. Например, обещать инвесторам дивиденды, а потом не выплачивать их — это нарушение прав инвесторов? А как оценить кейс с покупкой золотодобывающей компании Petropavlovsk, где, судя по всему, миноритарные акционеры остались без компенсации? Вопросы с четким определением правомерности подобных ситуаций не должны затягиваться.
  • Сохранение налогового вычета для тех, кто был вынужден прервать договор ИИС. Обстоятельства были крайне непредсказуемыми и из ряда вон выходящими, так что сохранить налоговый вычет было бы рационально. 
  • Возврат к обязательной выплате дивидендов государственными компаниями. Одна из основных причин ухода инвесторов с фондового рынка — неожиданные изменения дивидендных политик компаний в связи с кризисом. Чтобы минимизировать негативные последствия отказов от выплаты дивидендов, госкомпании должны взять на себя обязательства действовать в соответствии с ранее озвученными дивидендными планами. Если даже государство не пойдет на это, то кому вообще тогда доверять? Невыплаты дивидендов пора прекращать. 
  • Повышение прозрачности. Необходимо начать с восстановления системы предоставления отчетностей. Закрытие компаниями отчетности из-за санкций приводит к неопределенности, что не позволяет восстанавливать фондовый рынок.

Стимулы для инвестиций

Во-вторых, если мы хотим, чтобы люди снова возвращались на фондовый рынок, нужно понимать, что рисков сейчас больше, а денег меньше. Поэтому инвесторов необходимо дополнительно стимулировать к вложению средств:

  • Сохранение низких ставок и их дальнейшее понижение. Снижение ключевой ставки ЦБ мы наблюдаем уже сейчас. Чем ниже ставка, тем дешевле кредитование и ниже доходности банковских сбережений. Низкие ставки не будут работать как единственное условие развития, а скорее обеспечат восстановление фондового рынка в сочетании с другими мерами. 
  • Отмена или хотя бы значительное снижение налогов на прибыль от деятельности на фондовом рынке. Люди приходят на фондовый рынок с уже заработанными деньгами, с которых они заплатили налоги. Если невозможно отменить налоги полностью, то имеет смысл хотя бы ввести льготную ставку. По крайней мере, имело бы смысл значительно снизить налоги на организованных рыночных торгах. 
  • Стимулирование долгосрочных пенсионных инвестиций. Российский финансовый рынок очень страдает от отсутствия «длинных и крепких рук». Людям, которые готовы вкладывать на срок от 10 лет, надо давать дополнительные льготы для создания долгосрочных пенсионных фондов, в том числе и гарантии государства. Нужно во что бы то ни стало стимулировать людей вкладываться в частные сберегательные программы, которые обеспечат им старость.
  • Стимулирование возврата капитала из-за границы. Это можно также сделать фискальными методами. Во-первых, необходимо минимизировать налоговое бремя и упростить структуру налогообложения для иностранного капитала. Во-вторых, выработать действующую систему льгот для иностранных инвесторов.
  • Смягчение возможности получения статуса квалифицированного инвестора. Порыв Банка России поднять потолок активов с 6 до 30 млн рублей для получения данного статуса понятен. Так ЦБ стремится минимизировать риски. Однако без квалифицированных инвесторов невозможно широко использовать все возможности фондового рынка. Соответственно, размер необходимых активов для получения статуса «квала» имеет смысл установить на уровне не более 10 млн рублей. А если ЦБ хочет увеличить число вопросов в тесте для квалифицированных инвесторов, стоит организовать доступные и качественные курсы по финансовой грамотности. 

В конце концов, недостаточно улучшать условия только для самих инвесторов. Компании сталкиваются со слишком большим количеством трудностей в попытках воспользоваться фондовым рынком для привлечения средств. Так что сейчас просто необходима дерегуляция. Количество бессмысленных и необоснованных ограничений должно стремиться к нулю. 

Внешние условия, в том числе и санкции, по всей видимости, с нами надолго. И мы уже видим их структурные последствия для экономики. Поэтому как можно скорее нужны системные решения, развивающие российский фондовый рынок. Сейчас самый неудачный момент для того, чтобы в любом виде препятствовать развитию новых инструментов и привлечению денег. Это же касается и любых мер, ущемляющих или ограничивающих права инвесторов. Если государство начнет пересматривать все то, что было заложено до кризиса, то в приоритете должны быть дерегуляция, свобода и стимулирование.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора