Главная » Аналитика » СП указала на случаи нерационального или неэффективного использования средств госфондов

СП указала на случаи нерационального или неэффективного использования средств госфондов

Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты мониторинга эффективности размещения и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в том числе направленных на финансирование инфраструктурных проектов за счет средств ФНБ, в 2016 году. Как следует из сообщения на сайте СП, в ряде случаев средства фондов расходовались нерационально или неэффективно.

В СП напомнили, что совокупный объем Резервного фонда на 1 января 2017 года составил 972,13 млрд рублей и уменьшился за год на 2,67 трлн, или 73,3%, в том числе на 58,7% — за счет использования средств фонда на финансирование дефицита федерального бюджета в сумме 2,14 трлн рублей и на 14,6% — за счет отрицательной курсовой разницы в размере 531,5 млрд рублей.

«В ряде случаев в 2016 году операции по размещению средств федерального бюджета на банковские депозиты и в ценные бумаги по сделкам РЕПО проводились одновременно с использованием средств Резервного фонда, что свидетельствует о нерациональном расходовании средств фонда», — говорится в сообщении СП.

По итогам исполнения федерального бюджета за 2016 год дефицит составил 2,96 трлн рублей, что на 78,1 млрд меньше показателя, утвержденного законом «О федеральном бюджете на 2016 год», а также получены дополнительные доходы по итогам 2016 года в объеме 91,5 млрд, отмечается в релизе.

Совокупный объем ФНБ на 1 января 2017 года — 4,36 трлн рублей (минус 868 млрд, или 16,6%, за год в основном за счет отрицательной курсовой разницы).

Имеет место тенденция снижения доходности размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России, что характеризуется снижением показателя доходности, выраженной в корзине разрешенных иностранных валют, с момента их создания: в 2013 году — 1,91% годовых по Резервному фонду и 1,9% по ФНБ, в 2014 году — 1,75% и 1,74% соответственно, в 2015-м — 1,59% и 1,58%, в 2016-м — 1,49% и 1,48%, указывают аудиторы.

В 2016 году общая сумма доходов от размещения средств ФНБ в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, на депозиты и субординированные депозиты в кредитных организациях (в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов), а также в привилегированные акции кредитных организаций составила 26,6 млрд рублей, или 3,2% общего объема средств ФНБ, размещенных в указанные активы (824,7 млрд). В целом доходность размещения средств ФНБ в указанные активы остается на низком уровне, констатируют в СП.

По состоянию на 1 января 2017 года инициаторами проектов на их реализацию использовано 404,3 млрд рублей, или 87,3% средств ФНБ, размещенных в финансовые активы, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов.

«Отмечаются системные недостатки и проблемы в реализации инфраструктурных проектов: несоблюдение сроков реализации мероприятий, предусмотренных паспортом инвестиционного проекта, низкий уровень выполнения строительных работ, несоблюдение сроков проведения конкурсных процедур, нарушение подрядчиками договорных обязательств по поставкам оборудования и выполнению работ, что сопровождается значительными рисками реализации проектов», — сообщают аудиторы.

Так, по проекту «Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область)» перечислено 21,7 млрд рублей из ФНБ, при этом отмечается низкий уровень выполнения работ.

По инфраструктурному проекту «Строительство «интеллектуальных сетей» установленные договором сроки поставки и монтажа оборудования подрядчиком в ряде случаев не выполнялись, имело место сохранение значительных объемов дебиторской задолженности.

По состоянию на 1 января 2017 года наименьшее освоение средств ФНБ установлено по проекту «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» — 29,7 млрд рублей, или 59,4% средств, перечисленных на проект (50 млрд).

Отмечается недофинансирование отдельных инфраструктурных проектов за счет иных источников, предусмотренных паспортами инвестиционных проектов, в том числе за счет заемного финансирования, предоставленного кредитными организациями инициаторам проектов, за счет собственных средств инициаторов проектов и средств прочих участников проектов, что увеличивает риски для средств ФНБ в текущей структуре финансирования проектов.

«Таким образом, максимально не используются механизмы государственно-частного партнерства, и риски в большей степени ложатся на государство», — подчеркивают аудиторы.

С учетом изложенного было отмечено, что фактическая реализация отдельных инфраструктурных проектов свидетельствует о неэффективном использовании размещенных средств ФНБ.

Коллегия СП приняла решение направить информационное письмо в правительство РФ, а отчет о результатах мониторинга — в Госдуму и Совет Федерации.

Источник

НЕВЫЛЕТ.РФ - Онлайн сервис проверки всех долгов