Главная » Аналитика » Счетная палата назвала риски для роста российской экономики

Счетная палата назвала риски для роста российской экономики

Достичь ожидаемых темпов роста российской экономики, возможно, не удастся, предупредила Счетная палата. В том числе сомнения у нее вызвали прогнозы Минэкономразвития по доходам населения и нефтяным ценам. Минэкономразвития считает, что прогноз обоснован

Счетная палата увидела риски того, что достичь темпов роста экономики, прогнозируемых Минэкономразвития, не удастся. Об этом говорится в ее заключении на проект бюджета на 2022-й и плановый период 2023-2024 годов. Сентябрьский базовый вариант прогноза социально-экономического развития от Минэкономразвития предполагает, что российская экономика ежегодно будет расти на 3% в 2022-2024 годах.

Счетная палата считает этот прогноз чересчур оптимистичным:

  • Выйти на эти темпы не получится без реализации в полном объеме всех мероприятий, заложенных в госпрограммах, национальных проектах и стратегических инициативах правительства, отмечается в заключении;
  • Еще одно условие — инвестирование ликвидной части ФНБ сверх 7% ВВП уже в 2022 году. Но проект основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ этого не учитывает, а в прогнозе Минэкономразвития данных о том, как, на какие проекты и в каких объемах будут направлены средства ФНБ, нет, указывает Счетная палата. Если отложить инвестирование, темпы роста ВВП окажутся более низкими, предупреждают аудиторы. 
  • Минэкономразвития исходит из того, что одним из основных источников экономического роста в среднесрочной перспективе станет инвестиционный спрос. Но при этом оно не приводит данных о механизме привлечения как внутренних инвестиционных ресурсов, так и иностранных инвестиций, отмечает Счетная палата. Кроме того, в документах министерства нет информации о реализации крупных инвестиционных проектов, планируемых в среднесрочной перспективе, говорится в заключении. 
  • Вторым фактором роста экономики должен стать рост потребительского спроса на фоне роста доходов. По версии Минэкономразвития, опережающими темпами будут расти доходы населения от собственности и предпринимательства, которые в прошлом году упали сильнее остальных, отмечает Счетная палата. Но она сомневается, что «даже ускоренный рост доходов» от собственности и предпринимательства сможет стать полноценным драйвером устойчивого роста как реальных располагаемых доходов населения, так и потребительского спроса в целом. Дело в том, что эти статьи доходов населения в общей структуре доходов занимают лишь небольшую долю, кроме того, они упали сильнее всего во время кризиса 2020 года.
  • Счетная палата также считает «несколько заниженными» прогнозные значения нефтяных цен: $62,2, $58,4 и $55,7 за баррель российской Urals в 2022-2024 годах соответственно. Она указала, что основным риском для цен на нефть в период до 2024 года может стать избыточный рост предложения, который в случае их сохранения в течение длительного времени на «относительно высоком» уровне $55-60 за баррель может быть поддержан производителями сланцевой нефти. С другой стороны, к середине этого года запасы нефти уже были исчерпаны, а значит, падение цен может быть отложено из-за перенасыщения рынка, говорится в заключении.

Прогнозы по росту экономики вполне обоснованы, объясняет Forbes представитель Минэкономразвития.

Как следует из ответа министерства, основа роста доходов населения в среднесрочной перспективе — это рост реальных заработных плат в условиях сохранения безработицы не выше 4,6%, а также адресные социальные выплаты, которые помогут повысить благосостояние россиян с низким уровнем доходов. Доходы от собственности и предпринимательской деятельности будут расти опережающими темпами благодаря мерам поддержки бизнеса, в том числе в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (МСП). Это в итоге приведет к тому, что доля таких доходов в общей структуре доходов населения увеличится.

Прогноз цен на нефть, следует из ответа министерства, учитывает то, как рынок оценивает траекторию цен, а также баланс спроса и предложения в условиях сохранения короновирусных ограничений в мире.

Меры по развитию инвестиций прописаны в Едином плане по достижению национальных целей развития до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Минэкономразвития учитывает, в частности, действие соглашений о защите и поощрении капиталовложений (их подписывает бизнес и государство, чтобы в том числе зафиксировать на срок действия соглашения ставки по налогу на имущество и налогу на прибыль и т. д.), а также то, что в России действуют специальные режимы для инвесторов на территориях опережающего развития. Для достижения прогноза по инвестициям необходимы вложения средств ФНБ в рамках лимитов, добавил представитель министерства.  

Счетная палата также отметила риски недопоступления доходов в федеральный бюджет. По оценке ведомства, резервы поступления по налоговым и неналоговым доходам в 2022 году могут составить более 41 млрд рублей. В 2023 году бюджет может недополучить более 891 млн рублей, а в 2024-м — более 1 млрд рублей. В числе причин аудиторы назвали то, что при расчетах поступления НДПИ на нефть не учтены налоговые льготы в 2022 и 2023 годах. 

Кроме того, Счетная палата считает, что в бюджет могло бы поступить почти 40 млрд рублей дополнительно доходов от таможенной пошлины экспортируемого природного газа в 2022 году. Аудиторы сделали такой вывод, в том числе на основе данных об объеме поставок газа в страны дальнего зарубежья, в страны СНГ, которые не входят в Таможенный союз, и ожидаемых цен на природный газ.

Из документов также следует, что есть, к примеру, «резервы» по доходам от арендной платы по объектам в собственности государства, в том числе потому, что малый и средний бизнес в 2020 году в рамках антикризисных мер получил отсрочку по арендным платежам, которые он начнет возвращать в этом и следующем году. Кроме того, аудиторы считают, что можно рассчитывать на более высокие доходы от приватизации госимущеcтва, следует из материалов к заключению на проект бюджета

При подготовке проекта бюджета на предстоящую трехлетку всегда учитываются риски отклонения от прогноза (как в большую, так и в меньшую сторону) «за счет возможного отклонения макроэкономических показателей», заявила пресс-служба Минфина на вопрос о рисках недопоступления доходов.

Forbes также направил запросы в Счетную палату и ожидает ответа. 

В сентябре Минэкономразвития улучшило свой прогноз темпов роста экономики на этот год. Согласно прогнозу, по итогам 2021-го российская экономика вырастет на 4,2% (против 3,8% в июльском прогнозе). Но при этом в 2022 году ведомство предсказывает замедление темпов роста до 3% (против 3,2% в июльском прогнозе). Объяснение министерства такое: в следующем году рост экономики будет более скромным за счет более сильного роста в этом. Прогноз по росту ВВП на 2023-2024 годы остался прежним — плюс 3%.

В сентябре Минэкономразвития повысило прогноз по инфляции по итогам года с 5% до 5,8%. 12 октября министерство снова ухудшило прогноз, причем резко — до 7,4%. Причиной стало ускорение роста цен на продукты.

https://www.forbes.ru/finansy/443133-scetnaa-palata-nazvala-riski-dla-rosta-rossijskoj-ekonomiki