Главная » Аналитика » Российский фастфуд почти вернулся к допандемийному уровню

Российский фастфуд почти вернулся к допандемийному уровню

Заведения быстрого питания в отличие от ресторанов полного обслуживания, баров и кафе смогли справиться с последствиями пандемического кризиса. По итогам января-июня в сегменте фастфуда поток посетителей был всего на 1% ниже, чем в 2019 году, в то время как вся отрасль потеряла 11%

Российский фастфуд восстанавливается после кризиса быстрее, чем весь рынок общепита. В январе-июне трафик в российских заведениях фастфуда оказался всего на 1% ниже, чем за тот же период докризисного 2019 года. При этом из всех заведений общепита заведения быстрого питания выбирали 51% россиян, тогда как двумя годами ранее эта доля не превышала 46%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на отчет NPD Group. 

По оценкам аналитиков NPD Group, в целом по индустрии общественного питания в первом полугодии трафик сократился на 11% по сравнению с январем-июнем 2019 года. Наибольшие потери наблюдаются в ресторанах полного обслуживания, где посетителей стало на 32% меньше. Бары и пабы потеряли 31% клиентов, столовые — 26%, кафетерии и пекарни — 9%.

В ГК «Шоколадница» отметили, что трафик сети в целом восстановился, но остаются отдельные заведения, которые не вышли на докризисный уровень. В «Теремке» количество посетителей пока на 10% ниже, чем в 2019 году, сказал совладелец сети Михаил Гончаров. В «Макдоналдсе», KFC и Burger King данные не предоставили.

Сильнее всего кризис ударил по заведениям среднего ценового сегмента, чьи посетители столкнулись с самым сильным падением доходов. «Те, кто раньше питался в кафе и недорогих ресторанах, теперь выбирают фастфуд», — объяснил основатель сети ресторанов «Мясо & рыба» Сергей Миронов. Эксперт рынка фуд-сервиса российского отделения NPD Group Марина Лапенкова отметила, что восстановление трафика у заведений фастфуда произошло за счет невысокого среднего чека, что очевидно на фоне снижения доходов населения. Сегменту быстрого питания проще удерживать низкие цены за счет технологии производства и использования замороженных продуктов и полуфабрикатов,  добавил Гончаров.

Заведения быстрого питания еще до кризиса начали развивать доставку, в то время как ресторанам полного обслуживания во время ограничений, связанных с пандемией, приходилось закрываться полностью, отметил Миронов. По его словам, после каждого снятия запрета на работу отрасли ресторанам приходилось начинать работу с нуля: договариваться с поставщиками и арендодателями, нанимать персонал. «Работники ресторанов, столкнувшись с закрытиями заведений, стали опасаться вновь остаться без работы, поэтому мы наблюдаем переток рабочей силы в доставку и фастфуд, которые не прекращают работу при ограничениях из-за коронавируса», — рассказал ресторатор.

По данным Росстата, объем рынка общепита в первом полугодии 2021 года даже превысил показатели первой половины докризисного 2019 года — 853 млрд против 839 млрд руб. Михаил Гончаров полагает, что совокупная выручка всей отрасли выросла за счет увеличения среднего чека на фоне инфляции и открытия новых заведений «Макдоналдса», KFC и Burger King. В «Макдоналдсе» подтвердили, что с начала пандемии значительно увеличилось количество их заведений.

Пока россияне все равно стараются сократить походы в заведения общепита, поэтому посещаемость по-прежнему меньше желаемого, сказал Гончаров. Исполнительный директор RestCon Андрей Петраков отметил, что часть населения все еще боится заразиться и старается не посещать общественные места. Сегмент фастфуда, добавил он, снова в таком случае оказывается в выигрыше: в этих точках общепита не нужно долго ждать заказ, а поесть можно и вне заведения.