Главная » Аналитика » Работа курьером становится не столь прибыльной

Работа курьером становится не столь прибыльной

С уходом из России нескольких крупных сетей фастфуда и снижением покупательской способности клиентов курьеры стали меньше получать, больше простаивать, а компании начали сокращения курьерского штата

Текст:Александра Сидорова

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Куда подевались курьеры? Людей с коробами за плечами — пеших и на велосипедах — на столичных улицах стало меньше. Как и заказов еды из ресторанов и магазинов. Что происходит с сервисами доставки из-за падения покупательской способности и на фоне ухода некоторых сетей фастфуда?

На McDonald’s, KFC и Burger King приходилось 45% всех заказов готовой еды в Москве — это данные консалтинговой компании «Директфуд». Примерно такую же долю составляли пицца и суши. Оставшиеся 10% — прочие рестораны и кафе. «Мак» закрыл в России все свои 850 ресторанов.

Одновременно с заявлением выступила компания Yum! Brands — она приостановила работу 70 точек KFC и Pizza Hut в стране. Так что с рынка, по сути, за последние два месяца ушли ключевые игроки.

В итоге в сервисе «Яндекс.Еда» количество заказов снизилось на 26,5%, в Delivery Club — почти на 8%, сообщает «Тинькофф дата». При этом число покупок через приложение Burger King, наоборот, в марте выросло на 28,5% по сравнению с февралем. Перешли клиенты от ушедшего конкурента. В регионах курьеры жалуются, что за последние несколько лет видят такой спад заказов впервые. Раньше один развозчик еды мог зарабатывать по 2-3 тысячи рублей в день при длинной смене. Те, кто работал на машине, зарабатывали до 200 тысяч в месяц. Теперь люди заказывают меньше, плюс гораздо реже поступают корпоративные заказы. Продолжает президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков:

Александр Митюков президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб «По данным ассоциации, в марте работники службы доставки потеряли около 50-60% заработка. В апреле ситуация несколько стабилизировалась, но в преддверии летнего сезона и снятия ковид-ограничений, включения режима экономии для многих граждан не стоит ожидать в ближайшее время роста заказов в этом сегменте. Изменение числа заказов фиксируют курьеры практически всех служб доставки: и в «Яндекс.Еде», и в «Самокате», и в Delivery Club. Как говорят сами курьеры, многие работают через день, а то и через два. К примеру, курьерам одних из ведущих служб доставки дают пятичасовые слоты, а на следующий день отправляют отдыхать. Принудительный отдых не оплачивается. Могут поставить три дня подряд с пяти-четырехчасовыми тайм-слотами, но повезет ли с хорошим количеством заказов — тут большой вопрос. Как говорят сами курьеры, за простой не платят. За километраж добавляют по 20 рублей за километр. Но если между заказами меньше одного километра, то не платят ничего».

Как сообщили в ассоциации, у мелких курьерских компаний в марте существенно сократился штат: от 30% до 40%. У средних и крупных игроков не было существенных сокращений. Зато тот же «Яндекс» решил выделить 10 миллионов рублей на переобучение курьеров в IT-специалистов. Участвовать смогут те, кто сотрудничает с компанией более полугода. Переобучение по этой программе пройдут более 70 человек. Среди специальностей — тестировщик, разработчик, аналитик, дизайнер.

На первый взгляд, может выглядеть привлекательно, особенно с учетом того, что, согласно свежим исследованиям, курьеры преимущественно мужчины, средний возраст — 29 лет, 38% совмещают работу с учебой, а 80% рассматривают свою курьерскую работу как временную. Впрочем, сооснователь сервиса по быстрой доставке еды и других товаров Broniboy Иван Труфанов слабо верит в такое быстрое перепрофилирование:

Иван Труфанов сооснователь сервиса по быстрой доставке еды и других товаров Broniboy «Мы экспериментировали с переводом курьеров в продажи активные, но не скажу, что у нас эта история закончилась успехом. И в большинстве своем они уходят на какие-то подобные работы в другие компании, у которых есть вакансии, курьером, водителем. У нас уменьшился штат, равно как и у всех, в связи с тем, что в целом самые горящие зоны — это 8 Марта, 23 Февраля, после идет каждый год снижение объема смен, которое влечет снижение объема самозанятых курьеров. Сама по себе средняя зарплата как и была в районе 40-50 тысяч, кажется, что она так же и остается. Но до всей вот этой ситуации были курьеры, которые могли зарабатывать достаточно много. Если они брали много смен или возили за смену много заказов, то доход мог доходить, например, до 100 тысяч рублей в Москве. Сейчас такие истории идут на спад, у всех в целом доход смещается сюда, к среднему в 50 тысяч».

В каких-то компаниях желающих работать курьерами сейчас больше, чем, собственно, вакантных мест. Конкретный пример приводит гендиректор сервиса Dostavista Дмитрий Зубков:

Дмитрий Зубков гендиректор сервиса Dostavista «Мы устроены как маркетплейс. В нашем сервисе курьеры не работают постоянно. Они подрабатывают в основном. В тот момент, когда у них есть свободное время, когда им нужно заработать, они могут прийти в сервис и заработать. В этом смысле мы управляем ценой, смотря на бизнес-метрики. Сейчас количество курьеров приросло. Я думаю, это связано с тем, что, опять же, закрылись рестораны McDonald’s, закрылись какие-то большие компании. Люди, даже если находятся в оплачиваемом отпуске, все равно не хотят сидеть дома, а хотят подзаработать немножко, пока есть свободное время».

По словам представителей отрасли, средний чек на доставку не изменился — что из ресторанов, что из магазинов. Но сместилось потребление: больше заказов продуктов, меньше заказов из ресторанов, особенно из дорогих — у них местами объем заказов уменьшился на 10-15%. Сегмент фастфуда остался плюс-минус в норме. О перспективах курьеров и сервисов доставки в целом рассуждает основатель компании «Директфуд» Мстислав Воскресенский:

Мстислав Воскресенский: основатель компании «Директфуд» «За последние два месяца мы увидели, что где-то процент сокращения рынка составляет от 20% до 50% по разным категориям по отношению к прошлому году. Сейчас можно точно сказать, что роста никакого также не будет ближайшие полгода-год. Скорее всего, мы откатимся до допандемийного уровня, я думаю. Ozon, например, сокращает персонал, «СберЛогистика» сокращает персонал, очень сильно уменьшились зарплаты. Половина курьеров, я думаю, к концу года будут не заняты».

Пожалуй, положительный момент: станет меньше курьеров — будет меньше аварий с их участием. Особенно это касается велосипедистов и самокатчиков. Раньше они могли проезжать по 40-45 километров за день. А некоторые компании штрафуют за опоздания.