Главная » Аналитика » Прошедший «День холостяка» стал худшим за четыре года по тратам россиян на китайских маркетплейсах

Прошедший «День холостяка» стал худшим за четыре года по тратам россиян на китайских маркетплейсах

Татьяна Романова Forbes Staff

Zuma\TASS

Zuma\TASS

По данным сервиса «ЮMoney», в дни ноябрьских распродаж, приуроченных ко «Дню холостяка», количество покупок россиян на китайских маркетплейсах выросло примерно в 11 раз по сравнению с обычными днями, они потратили на китайских площадках на 32% больше средств. Но спрос был не таким ажиотажным, как раньше

Аналитики «ЮMoney» (ранее — «Яндекс.Деньги») посчитали, сколько россияне потратили в этом году во время распродаж — в «День холостяка». Если в прошлом году число покупок во время распродаж увеличилось в 38 раз по сравнению с обычным днем, что было рекордом последних четырех лет, то в 2020 году — только в 11 раз. Скромные показатели 2020 года аналитики «ЮMoney» объясняют изменением покупательского поведения: «Режим самоизоляции приучил россиян к интернет-шопингу, и часть товаров они уже купили в течение года. В этом году все крупные онлайн-площадки уже проводили распродажи, чтобы привлечь больше покупателей». Количество платежей в ходе минувшей распродажи по сравнению с тремя обычными днями выросло в семь раз.

Средний чек россиян c 11 по 13 ноября на маркетплейсах Китая составил 1704 рубля (около €21). Это в 1,5 раза больше, чем в обычные дня октября, говорят аналитики «ЮMoney». Средний чек по сравнению с 11 ноября 2019 года вырос на 31%, количество транзакций осталось примерно таким же, так что можно сделать вывод, что общий оборот вырос, по оценкам сервиса, почти на треть. Больше всех на китайские товары тратили покупатели в Омске (средний чек — 1992 рубля), в Казани (1978 рублей), в Уфе (1844 рубля), в Москве (1821 рубль), Челябинске (1800 рублей). 

«День холостяка» появился в Китае в 1990-х. Масштабные распродажи с 11 ноября в 2009 году начала устраивать китайская корпорация Alibaba (владеет онлайн-площадками Taobao, Tmall и AliExpress). С «Дня холостяка», или Всемирного дня шопинга, начинается серия крупнейших распродаж года. Следующей глобальной осенней распродажей станет «черная пятница». Она начнется 27 ноября и продлится все выходные.

В Китае продажи Alibaba Group в этом году на 11 ноября установили новый рекорд. По итогам акции было продано товаров на 498,2 млрд юаней ($75,1 млрд). Прошлогодний рекорд продаж — $38 млрд — был побит в первые 30 минут распродажи. В этом году акции, приуроченные ко «Дню холостяка», действовали на платформах Alibaba не только 11 ноября, но и с 1 по 3 ноября, чтобы дать потребителями больше возможностей, сообщала пресс-служба Alibaba Group.

Как прошли распродажи на российских площадках

Российские интернет-магазины тоже экспериментируют с китайской моделью распродаж, но их результаты пока скромнее, указывают аналитики «ЮKassa». В дни китайских распродаж средний чек на российских площадках составил 4770 рублей — на 20% больше, чем в обычные дни октября. При этом оборот в дни распродаж вырос на 32% по сравнению с обычными днями, а количество платежей — на 10%.

С каждым годом российские площадки демонстрируют более впечатляющую динамику, чем китайские: во время ноябрьских распродаж оборот и число платежей у российских маркетплейсов выросло в 5,1 и 4 раза соответственно по сравнению с 2019-м. Больше всех в российских интернет-магазинах  тратили жители Ростова-на-Дону — в среднем по 5692 рублей, в Челябинске — 5245 рублей, в Красноярске — 5123 рубля, в Омске — 5074 рубля, в Новосибирске — 5004 рубля. Жители Москвы потратили в среднем 4903 рубля. 

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в октябре этого года крупнейшим по аудитории игроком среди российских площадок стал Wildberries  — 125 млн человек. У AliExpress — 107,4 млн, у Ozon — 63,9 млн.

AliExpress — единственная платформа, которая раскрыла полные данные по покупкам россиян. За время распродажи на «AliExpress Россия» с 11 по 13 ноября покупатели потратили 19,3 млрд рублей. Это на 12% больше, чем год назад: тогда компания отчиталась о продажах на 17,2 млрд рублей. Только за первый час в этом году пользователи купили товаров почти на 4 млрд рублей. Самым популярным товаром стал смартфон Xiaomi. В топ-5 также вошли еще один смартфон Xiaomi, iPhone 11 и iPhone XR, а также ноутбук Huawei.

По данным аналитиков «Сбера», количество покупок, которые сделали клиенты «Сбера» на AliExpress в «День холостяка» в этом году, в 12,3 раза выше, чем в любой другой день с начала сентября. Возможно, это связано со снижением порога беспошлинного ввоза товаров с €500 до €200, которое произошло в начале этого года, отмечают аналитики «Сбера».

Довольны продажами и Wildberries. В акции, которая проходит на площадке с 5 ноября по 13 ноября, по данным на середину дня 13 ноября, приняли участие более 5,3 млн уникальных пользователей (по сравнению с прошлым годом аудитория выросла в 2,5 раза). Активнее всего приобретали на Wildberries бьюти-товары, одежду, продукты питания, аксессуары и нижнее белье. 11 ноября онлайн-площадка достигла максимального показателя по заказам — их число составило 2,3 млн за сутки, в то время как год назад их было чуть более 900 000. Сколько всего россияне потратили на площадке за время распродажи, представитель Wildberries не раскрыл. Один из поставщиков, сотрудничающих с площадкой, в первые дни старта распродажи (началась на Wildberries 5 ноября) обвинил маркетплейс в принудительном выставление скидки на товары даже тех производителей, которые не планировали участвовать в акции. По его словам, в случае отказа продавца от участия в распродаже площадка грозила прекращением размещения товаров поставщика. «Участие в распродаже является добровольным, продавец сам принимает решение, участвовать или нет», — ответили Forbes в пресс-службе Wildberries.

Не раскрывает данные об общих тратах россиян и Ozon. В компании отметили, что в этот раз в акции участвовали 1,8 млн товаров, а оборот от продаж категории «Одежда и красота» вырос на 128%, FMCG — на 74%, «Электроника и крупная бытовая техника» — на 121% по сравнению с прошлым годом. В этом году самыми активными покупателями стали клиенты из регионов — наибольшие доли в обороте пришлись на Санкт-Петербург, Казань и Екатеринбург. 

На Joom однодневная распродажа «11.11» прошла с девятикратным ростом продаж в России (по сравнению показателями продаж в обычный день). Это почти вдвое лучше прошлогоднего результата, уточняет представитель компании. Средний чек вырос на 8%.

Почему на фоне падения доходов жителей России продажи маркетплейсов растут? С 2014 года доходы россиян накопленным итогом снизились почти на 15%, а расходы в домохозяйствах остались прежними, рассуждает Тимур Нигматуллин, инвестиционный менеджер компании «Открытие Брокер». По его словам, рост продаж в категории товаров длительного пользования (бытовая техника, одежда, обувь, мебель и так далее) объясняется рядом локальных тенденций. Во-первых, отложенный спрос — домохозяйства экономили в ожидании второй волны коронавируса и накопили некоторые ресурсы. Во-вторых, в России появились дешевые кредиты после цикла снижения ставки Центробанка и замедлилась инфляция. Наконец, среди потребителей могут сохраняться остаточные панические настроения относительно ослабления рубля (например, с начала года доллар вырос на 25%). Все эти факторы влияют на рост продаж, но являются, несомненно, временными тенденциями, заключает Нигматуллин.

В ожидании «черной пятницы»

Онлайн-ретейлеры уже строят большие планы на следующую распродажу — «черную пятницу». Снижения спроса не будет, считают в Ozon. «В этом году компания начала pre-sale уже 16 октября — к главной распродаже года мы готовимся заранее», — рассказывает Павел Кобелев, руководитель направления «Промо» в Ozon. По его словам, клиентам нравятся многодневные акции, что позволяет спланировать расходы, подробнее познакомиться с ассортиментом и вернуться за повторными покупками в удобное время. В этом году распродажа стала масштабнее, в ней участвуют новые категории, например товары для дома и мебель, говорит Кобелев.

«Черная пятница» уже стартовала на Wildberries с 18 часов 16 ноября и завершится 29 ноября. Скидки начинаются от 35%. В распродаже представлено около 5 млн артикулов — от продуктов питания, аксессуаров, одежды, обуви до электроники, бытовой техники и мебели. «Интерес к акции высокий как со стороны покупателей, так и продавцов, поэтому мы ожидаем не менее успешных результатов акции, чем в прошлом году», — говорит представитель Wildberries. Компания ожидает повышенный интерес к одежде, электронике, косметике и книгам, так как это отличная возможность купить новогодние подарки по привлекательным ценам, продолжает он.

НЕВЫЛЕТ.РФ - Онлайн сервис проверки всех долгов